Материалы » Становление одаренной личности » К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов

К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов

В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ориентиру в науке в связи с социальной нестабильностью, влекущей за собой постоянные изменения поступков людей и переоценке ценностей человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Категория «ценность», по мнению отечественных и зарубежных психологов, - это то, что приобретает личный смысл для индивида.

В жизни современного человека внутренние, личностные ценности особенно актуальны, поскольку на данный момент перед обществом открывается масса новых возможностей, которые нужно уметь правильно использовать. Для этого необходимо раскрыть свой внутренний потенциал и развивать свои потенциальные способности таким образом, чтобы помочь самому себе гибко взаимодействовать с современными, нестабильными жизненными условиями.

В исследовании принимали участие художественные руководители таких творческих коллективов, как смешанная академическая вокально-хоровая группа, детский академический ансамбль, театральный коллектив, коллектив классического и народного танца, а также преподаватели инструментальной музыки. В исследовании принимали участие 10 человек, среди них трое руководителей и преподаватели художественных коллективов, все женщины.

Нами были использованы следующие диагностические методы: методика САМОАЛ, методика предельных смыслов (МПС).

Методика САМОАЛ, разработанная А.Маслоу, позволяет провести диагностику общего уровня самоакутализации, а также ряда конкретных показателей творческой самореализации личности.

Методика предельных смыслов, разработанная Д.А. Леонтьевым, позволяет изучать динамическую смысловую систему. В данной методике воплощен прием изучения динамических смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.

Мировоззренческие структуры, выявляемые с помощью методики предельных смыслов, являются проекцией в плоскость сознания динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности. Данные о развитии творческого потенциала личности и общего уровня самоактуализации интересны в сравнении с результатами методики предельных смыслов.

По результатам проведенного исследования выявилось, что у данной группы испытуемых получились достаточно объемные цепочки смысловых связей (наибольшее количество категорий 18, а наименьшее количество 5), что свидетельствует о творческой направленности профессиональной деятельности данной группы. Согласно полученным данным, общий показатель стремления к самоактуализации у данной группы составляет 65, что указывает на достаточно высокий уровень направленности на самореализацию внутреннего, творческого потенциала.

Индекс децентрации испытуемых составляет 3,1, индекс рефлексивности 5,2, индекс негативности 0,9, что свидетельствует о развитости внутреннего мира испытуемых данной группы, осознании собственного ментального функционирования, о творческом отношении к собственной жизни, умением «жить настоящим» и ценить внутреннюю гармонию. Также мы сделали выводы, что члены данной группы не склонны проявлять стремление к ограничению активности, не вызванной ситуативной необходимостью, а также не предрасположены к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.

Также полученные показатели позволяют судить о том, что участникам спортивных коллективов, очевидно, требуется более активная передача эмоций зрителям, чем участникам музыкальных, что возможно, служит толчком для руководителей спортивных коллективов находиться в тесной и активной взаимосвязи со своими воспитанниками. Данные выводы подтверждаются полученными, которые свидетельствуют об устойчивости межличностных взаимоотношений испытуемых, доверии и непредвзятости к людям, способности к бытийному познанию, также данные результаты свидетельствует об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию.

При этом мы смогли отметить, что руководителям спортивных коллективов сложнее и выразить свою мысль, чем руководителям музыкальных коллективов, что, возможно, объясняется тем, что руководителям музыкальных коллективов чаще приходится выражать эмоции в словесной форме, спортсменам же, более свойственно показывать пример в движении. Полученные результаты свидетельствуют о стойкости Я-концепции, целостности и полноты личности, внимательности к эмоциям, чувствам, ощущениям своего «Я», свободе от психологических защит у членов данной группы.


Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем профессионального самоопределения
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются на профессии, которы ...

Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить ег ...

Виды смыслов по Франклу: ценности
Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смыслам (целям), связанным с ценностями действия. Ценность - это то, что важно (ценно) для кого-то. Франк ...

Категории