К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ориентиру в науке в связи с социальной нестабильностью, влекущей за собой постоянные изменения поступков людей и переоценке ценностей человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Категория «ценность», по мнению отечественных и зарубежных психологов, - это то, что приобретает личный смысл для индивида.
В жизни современного человека внутренние, личностные ценности особенно актуальны, поскольку на данный момент перед обществом открывается масса новых возможностей, которые нужно уметь правильно использовать. Для этого необходимо раскрыть свой внутренний потенциал и развивать свои потенциальные способности таким образом, чтобы помочь самому себе гибко взаимодействовать с современными, нестабильными жизненными условиями.
В исследовании принимали участие художественные руководители таких творческих коллективов, как смешанная академическая вокально-хоровая группа, детский академический ансамбль, театральный коллектив, коллектив классического и народного танца, а также преподаватели инструментальной музыки. В исследовании принимали участие 10 человек, среди них трое руководителей и преподаватели художественных коллективов, все женщины.
Нами были использованы следующие диагностические методы: методика САМОАЛ, методика предельных смыслов (МПС).
Методика САМОАЛ, разработанная А.Маслоу, позволяет провести диагностику общего уровня самоакутализации, а также ряда конкретных показателей творческой самореализации личности.
Методика предельных смыслов, разработанная Д.А. Леонтьевым, позволяет изучать динамическую смысловую систему. В данной методике воплощен прием изучения динамических смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.
Мировоззренческие структуры, выявляемые с помощью методики предельных смыслов, являются проекцией в плоскость сознания динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности. Данные о развитии творческого потенциала личности и общего уровня самоактуализации интересны в сравнении с результатами методики предельных смыслов.
По результатам проведенного исследования выявилось, что у данной группы испытуемых получились достаточно объемные цепочки смысловых связей (наибольшее количество категорий 18, а наименьшее количество 5), что свидетельствует о творческой направленности профессиональной деятельности данной группы. Согласно полученным данным, общий показатель стремления к самоактуализации у данной группы составляет 65, что указывает на достаточно высокий уровень направленности на самореализацию внутреннего, творческого потенциала.
Индекс децентрации испытуемых составляет 3,1, индекс рефлексивности 5,2, индекс негативности 0,9, что свидетельствует о развитости внутреннего мира испытуемых данной группы, осознании собственного ментального функционирования, о творческом отношении к собственной жизни, умением «жить настоящим» и ценить внутреннюю гармонию. Также мы сделали выводы, что члены данной группы не склонны проявлять стремление к ограничению активности, не вызванной ситуативной необходимостью, а также не предрасположены к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
Также полученные показатели позволяют судить о том, что участникам спортивных коллективов, очевидно, требуется более активная передача эмоций зрителям, чем участникам музыкальных, что возможно, служит толчком для руководителей спортивных коллективов находиться в тесной и активной взаимосвязи со своими воспитанниками. Данные выводы подтверждаются полученными, которые свидетельствуют об устойчивости межличностных взаимоотношений испытуемых, доверии и непредвзятости к людям, способности к бытийному познанию, также данные результаты свидетельствует об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию.
При этом мы смогли отметить, что руководителям спортивных коллективов сложнее и выразить свою мысль, чем руководителям музыкальных коллективов, что, возможно, объясняется тем, что руководителям музыкальных коллективов чаще приходится выражать эмоции в словесной форме, спортсменам же, более свойственно показывать пример в движении. Полученные результаты свидетельствуют о стойкости Я-концепции, целостности и полноты личности, внимательности к эмоциям, чувствам, ощущениям своего «Я», свободе от психологических защит у членов данной группы.
Установка и поведение
Согласно Д.Н.Узнадзе содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку. Следовательно, при исследовании содержания установки каждый раз необходимо найти тот предмет в ситуации разрешения задачи, на который направлена установка, и то, какую роль выполняет этот предмет в детерминации деятельности. Таким образом ...
Психологические особенности юношеского возраста
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного са ...
Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения
: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.
Способы общения
: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.
Тактика общения:
диктат или (и) опека.
Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...