Материалы » Развитие возрастной психологии в Новое время » Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог

Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Страница 1

Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий язык, литературу и философию). Потом занялся медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом.

Влияние Шефтсбери в правительстве падало, (в 1681 году) а после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет после смерти графа Локк вернулся в Англию. Пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике, отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе.

Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Он отрицал наличие врожденных идей, и считал, что сознание ребенка при рождении – это чистая доска, и приводил следующие доказательства этого факта:

s если бы знания были врожденными, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и идиоту. Не стоило бы труда сформировать у ребенка знания о математике, языке, моральных законах. Но все воспитатели знают, какого труда стоит научить ребенка писать и считать;

s если бы идеи были врожденными, то все люди в обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого не наблюдается ни в одном обществе;

s если бы знания были врожденными, то они были бы одинаковыми у всех народов. Однако у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о добре и зле, о Боге, которые существенно отличаются друг от друга.

Исходя из этого, он пришел к выводу, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, в процессе воспитания. При этом он писал, что в моральном воспитании надо опираться не на понимание, а на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо использовать природное любопытство детей, именно из него вырастает стремление к знаниям. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. это способствует более быстрому усвоению знаний.

Локк выделил 2 вида опытного знания:

ª ощущения - основа знаний о внешнем мире;

ª рефлексия – знание о душе, о внутреннем мире человека.

Ощущения, являясь начальным этапом познания, дают информацию о конкретных свойствах предметов, которые человек получает с помощью органов чувств. Локк рассматривал ощущение как пассивный процесс, отрицал его объективность.

Обобщая знания, полученные опытным путем, человек получает общие понятия.

Но попытка преобразования эмпирических сведений о мире в рациональное знание, по мнению многих последователей, является слабой стороной теории Локка, т.к. уже отмечалось, ощущения не дают нам полностью объективных знаний о мире. Следовательно, внешний мир нельзя познать полностью.

Локк, вслед за греческим ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании разных качеств предметов:

² первичных - качества предметов, не зависящие от восприятия человека, а потому объективные. Это –

- плотность тел,

- протяженность,

- фигура,

- движение

т.е. это свойства, которые присутствуют в самих вещах;

² вторичных – это субъективные свойства, которые, не находятся в самой вещи, а привносятся в нее человеком, порождаются его органами чувств. Это:

Страницы: 1 2


Понятие нормы и отклонения поведения от нормы
Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негат ...

Сознание в структуре психики. Сознание как высшая ступень развития психики: его функции и свойства
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Термин «сознание» введен в русский язык Н.М. Карамзиным как ...

Оценка особенностей воображения по рисунку
В исследовании участвовала девушка, 16 лет. Ей предлагалось изобразить несуществующее животное. При интерпретации рисунка выявилось, что обследуемая в своем рисунке комбинировали отдельные части от существующих животных: зебра, тигр, собака, кошка, петух. Это говорит о воссоздающем виде воображения, она не смогла абстрагироваться от сво ...

Категории