Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психологСтраница 1
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий язык, литературу и философию). Потом занялся медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом.
Влияние Шефтсбери в правительстве падало, (в 1681 году) а после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет после смерти графа Локк вернулся в Англию. Пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике, отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе.
Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Он отрицал наличие врожденных идей, и считал, что сознание ребенка при рождении – это чистая доска, и приводил следующие доказательства этого факта:
s если бы знания были врожденными, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и идиоту. Не стоило бы труда сформировать у ребенка знания о математике, языке, моральных законах. Но все воспитатели знают, какого труда стоит научить ребенка писать и считать;
s если бы идеи были врожденными, то все люди в обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого не наблюдается ни в одном обществе;
s если бы знания были врожденными, то они были бы одинаковыми у всех народов. Однако у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о добре и зле, о Боге, которые существенно отличаются друг от друга.
Исходя из этого, он пришел к выводу, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, в процессе воспитания. При этом он писал, что в моральном воспитании надо опираться не на понимание, а на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо использовать природное любопытство детей, именно из него вырастает стремление к знаниям. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. это способствует более быстрому усвоению знаний.
Локк выделил 2 вида опытного знания:
ª ощущения - основа знаний о внешнем мире;
ª рефлексия – знание о душе, о внутреннем мире человека.
Ощущения, являясь начальным этапом познания, дают информацию о конкретных свойствах предметов, которые человек получает с помощью органов чувств. Локк рассматривал ощущение как пассивный процесс, отрицал его объективность.
Обобщая знания, полученные опытным путем, человек получает общие понятия.
Но попытка преобразования эмпирических сведений о мире в рациональное знание, по мнению многих последователей, является слабой стороной теории Локка, т.к. уже отмечалось, ощущения не дают нам полностью объективных знаний о мире. Следовательно, внешний мир нельзя познать полностью.
Локк, вслед за греческим ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании разных качеств предметов:
² первичных - качества предметов, не зависящие от восприятия человека, а потому объективные. Это –
- плотность тел,
- протяженность,
- фигура,
- движение
т.е. это свойства, которые присутствуют в самих вещах;
² вторичных – это субъективные свойства, которые, не находятся в самой вещи, а привносятся в нее человеком, порождаются его органами чувств. Это:
Мотивационная психология рекламы
В процессе оценки потенциальной выгоды от приобретения товара или услуги человек выступает субъектом сложной познавательно-оценочной деятельности, в основе которой лежит сравнение своего положения до и после возможного приобретения товара или услуги. Побудителями данной деятельности являются различные группы потребительских мотивов.
Пс ...
Основные типы бесед в исследовании личности
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения ...
Механизм внутреннего противоречия при забывании иностранных
слов
В этом наглядном примере волнение мужчины произошло от потока мыслей, который был прерван, но чье содержание не имело никакого отношения к самой теме беседы.
Подавляемая тема, вспыхнувшая в голове собеседника Фрейда, могла стать осознанной мыслью, но превратилась в волнение. В результате им было забыто слово из стихотворной строчки.
Э ...