Материалы » Психологическая сущность юношеского возраста » Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте

Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте

В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учебных заведений Тулы и Тульской области в возрасте 16-19-ти и 20-22-х лет. Критерий полоролевых отношений оценивался по следующим показателям:

- «Гендерная установка», характеризующая видение характера отношений между мужчиной и женщиной как: эмоционально-позитивные (сотрудничество, опора, притяжение), нейтральные (независимость, индифферентность), негативные (изоляция, агрессия);

- «Гендерный аттитьюд», определяющий специфику отношения личности к противоположному полу: эмоционально-позитивное (Сверхценный объект, Романтический объект, Сексуальный объект), нейтральное (Функциональный объект, Непонятный объект, Малоценный объект), негативное (Осуждаемый объект, Отвергаемый объект, Угрожающий объект);

- «Гендерная схема» – представление о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных, семейных отношениях посредством определения схемы мироотношения: патриархатной, эгалитарной или неустойчивой.

Результаты исследования показали, что в сфере гендерных установок как юноши, так и девушки проявляют высокий уровень независимости от партнера. В целом, в первой возрастной группе большая часть юношей и девушек ориентированы на «независимость», значительная часть ориентирована на «индифферентность» и «опору» по отношению к партнеру. Незначительная часть юношей и девушек ориентированы на установки «изоляция», «притяжение» и «агрессия». Установка на «сотрудничество» с партнером в обследованной выборке не представлена. Следует заметить, что девушки по сравнению с юношами достоверно более ориентированы на «независимость» и в меньшей степени на «индифферентность» по отношению к противоположному полу.

Выявленные тенденции, в целом, характерны для юношей и девушек второй возрастной группы. Однако, у более старших студентов снижается стремление к независимости (в большей мере у девушек). У юношей усиливается индифферентное отношение, а у девушек – стремление найти в партнере опору.

Высокая выраженность в выборке показателей независимости и индифферентности по отношению к противоположному полу скорее всего связано с характерным для юношеского возраста стремлением к самостоятельности и независимости.

Преобладающими гендерными аттитьюдами юношей и девушек первой возрастной группы являются: «непонятный объект», «романтический объект» и «малоценный объект». Значительно меньшими показателями представлен аттитьюд «сексуальный объект». В группе юношей единичными показателями представлены аттитьюды: «осуждаемый объект», «функциональный объект», «сверхценный объект» и «отвергаемый объект»; в группе девушек эти аттитьюды отсутствуют. Аттитьюд «угрожающий объект» в группах юношей и девушек не представлен. По данному показателю у юношей по сравнению с девушками достоверно менее выражен аттитьюд «романтический объект» и более выражен – «малоценный объект». Юноши и девушки более старшего возраста демонстрируют практически идентичные показатели гендерных аттитьюдов. В целом, гендерные аттитьюды юношей по отношению к лицам противоположного пола, в целом, могут быть охарактеризованы как нейтральные. При этом, большинство юношей недостаточно понимают девушек, или снижают их ценность для себя. Для меньшего числа юношей характерно эмоционально-положительное отношение к девушкам. Негативные гендерные аттитьюды выявлены у незначительной части юношей. В свою очередь, значительная часть девушек демонстрируют по отношению к лицам противоположного пола эмоционально-положительное и нейтральное отношение. Эмоционально-негативные аттитьюды по отношению к юношам у девушек не выявлены.

Представления о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных и семейных отношениях практически идентичны в обеих возрастных группах. Результаты исследования показывают, что юношам и девушкам свойственна неустойчивость гендерной схемы: у большинства студентов выявлено отсутствие гендерных схем, характеризующих наличие традиционного, патриархатного сознания, при этом выраженность эгалитарных установок, ориентированных на свободу и личное мнение, также очень низкая.

Несформированность представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении может быть связана с отсутствием у юношей и девушек устойчивого опыта ролевого взаимодействия, характерного для более старшего возраста. В ряде случаев (в неполных семьях) причиной несформированности ролевых представлений ребенка может являться выполнение одним из родителей функций и отца, и матери.

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о гендерных различиях и возрастной динамике по ряду показателей гендерной идентичности на разных этапах юношеского возраста.


Использование сказок в психокоррекционной работе
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусны ...

Этапы и приемы самовоздействия
Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особенностей; II этап – обучение классическим упражнениям АТ и успокаивающей ее части при помощи и участии тренера; III этап – обучение мобилизующей части; IV этап - применение АТ и самовнушения; V этап – самостоятельные занятия. ...

Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность. Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличност ...

Категории