Материалы » Психологическая сущность юношеского возраста » Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте

Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте

В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учебных заведений Тулы и Тульской области в возрасте 16-19-ти и 20-22-х лет. Критерий полоролевых отношений оценивался по следующим показателям:

- «Гендерная установка», характеризующая видение характера отношений между мужчиной и женщиной как: эмоционально-позитивные (сотрудничество, опора, притяжение), нейтральные (независимость, индифферентность), негативные (изоляция, агрессия);

- «Гендерный аттитьюд», определяющий специфику отношения личности к противоположному полу: эмоционально-позитивное (Сверхценный объект, Романтический объект, Сексуальный объект), нейтральное (Функциональный объект, Непонятный объект, Малоценный объект), негативное (Осуждаемый объект, Отвергаемый объект, Угрожающий объект);

- «Гендерная схема» – представление о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных, семейных отношениях посредством определения схемы мироотношения: патриархатной, эгалитарной или неустойчивой.

Результаты исследования показали, что в сфере гендерных установок как юноши, так и девушки проявляют высокий уровень независимости от партнера. В целом, в первой возрастной группе большая часть юношей и девушек ориентированы на «независимость», значительная часть ориентирована на «индифферентность» и «опору» по отношению к партнеру. Незначительная часть юношей и девушек ориентированы на установки «изоляция», «притяжение» и «агрессия». Установка на «сотрудничество» с партнером в обследованной выборке не представлена. Следует заметить, что девушки по сравнению с юношами достоверно более ориентированы на «независимость» и в меньшей степени на «индифферентность» по отношению к противоположному полу.

Выявленные тенденции, в целом, характерны для юношей и девушек второй возрастной группы. Однако, у более старших студентов снижается стремление к независимости (в большей мере у девушек). У юношей усиливается индифферентное отношение, а у девушек – стремление найти в партнере опору.

Высокая выраженность в выборке показателей независимости и индифферентности по отношению к противоположному полу скорее всего связано с характерным для юношеского возраста стремлением к самостоятельности и независимости.

Преобладающими гендерными аттитьюдами юношей и девушек первой возрастной группы являются: «непонятный объект», «романтический объект» и «малоценный объект». Значительно меньшими показателями представлен аттитьюд «сексуальный объект». В группе юношей единичными показателями представлены аттитьюды: «осуждаемый объект», «функциональный объект», «сверхценный объект» и «отвергаемый объект»; в группе девушек эти аттитьюды отсутствуют. Аттитьюд «угрожающий объект» в группах юношей и девушек не представлен. По данному показателю у юношей по сравнению с девушками достоверно менее выражен аттитьюд «романтический объект» и более выражен – «малоценный объект». Юноши и девушки более старшего возраста демонстрируют практически идентичные показатели гендерных аттитьюдов. В целом, гендерные аттитьюды юношей по отношению к лицам противоположного пола, в целом, могут быть охарактеризованы как нейтральные. При этом, большинство юношей недостаточно понимают девушек, или снижают их ценность для себя. Для меньшего числа юношей характерно эмоционально-положительное отношение к девушкам. Негативные гендерные аттитьюды выявлены у незначительной части юношей. В свою очередь, значительная часть девушек демонстрируют по отношению к лицам противоположного пола эмоционально-положительное и нейтральное отношение. Эмоционально-негативные аттитьюды по отношению к юношам у девушек не выявлены.

Представления о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных и семейных отношениях практически идентичны в обеих возрастных группах. Результаты исследования показывают, что юношам и девушкам свойственна неустойчивость гендерной схемы: у большинства студентов выявлено отсутствие гендерных схем, характеризующих наличие традиционного, патриархатного сознания, при этом выраженность эгалитарных установок, ориентированных на свободу и личное мнение, также очень низкая.

Несформированность представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении может быть связана с отсутствием у юношей и девушек устойчивого опыта ролевого взаимодействия, характерного для более старшего возраста. В ряде случаев (в неполных семьях) причиной несформированности ролевых представлений ребенка может являться выполнение одним из родителей функций и отца, и матери.

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о гендерных различиях и возрастной динамике по ряду показателей гендерной идентичности на разных этапах юношеского возраста.


К вопросу о влиянии патологического влечения к азартным играм на состояние близких к патологическому игроку родственников
Согласно данным сайта http://psy.su/culture/1758/ 10% постоянных клиентов игорных заведений заболевают зависимостью от азартных игр; 60% населения проводят свой досуг в игровых салонах хотя бы один раз в год. Кроме того, формирование зависимости от азартных игр влечет за собой серьёзные социальные и финансовые проблемы у игроков, повыша ...

Влияние темперамента на организацию творчества
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами иск ...

Психологические составляющие политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему "стимул-реакция" пр ...

Категории