Материалы » Психологическая сущность юношеского возраста » Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта

Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта
Страница 1

Внутриличностный ролевой конфликт проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности, и способность разрешать такого рода конфликты являются необходимым условием гармоничного развития личности.

Исследование внутриличностного ролевого конфликта в зарубежной психологии имеет длительную историю и берет свое начало с 60–х годов ХХ века, когда появились исследования «ролевого конфликта работающей женщины» (A. Symonds, G. K. Baruch, R. C. Barnett, D. Nevill, S. Damico ets.). Впоследствии R.Kopelman, J. Greenhaus and T. Connolly и A. Christopher, Higgins, Linda E. Duxbery включили в исследования внутриличностного ролевого конфликта мужчину, показав, что муж работающей женщины, который и сам тоже работает (бикарьерные семьи), также испытывает внутриличностные проблемы. В отечественной психологии собственной теоретической базы по данной проблематике не существует, хотя можно ожидать, что специфика социально-экономических, политических условий может привести к иным вариантам проявления гендерного внутриличностного ролевого конфликта у мужчин и женщин. Для изучения данной проблемы также необходим соответствующий инструментарий, позволяющий выявлять особенности, механизмы и факторы протекания гендерного внутриличностного ролевого конфликта.

В связи с этим, нами была поставлена цель адаптировать американскую модель внутрличностного ролевого конфликта, предложенную R.Kopelman, J. Greenhaus and T. Connolly и модифицированную A. Christopher, Higgins & Linda E. Duxbery, включая тест диагностики выраженности гендерного внутриличностного конфликта с позиций данной модели. Согласно исходной концепции, внутриличностный ролевой конфликт выявляется в нескольких аспектах: "в связи с работой", "в связи с семей" "в связи со столкновением работы и семьи", и в аспектах удовлетворенности работой, семьей, жизнью в целом). Методика была переведена и проведено исследование по ее адаптации в соответствии с общими требованиями (Л.Ф. Бурлачук). С применением данной методики было проведено исследование с целью выявления особенностей проявления внутриличностного конфликта у мужчин и женщин в связи с особенностями ценностных установок и гендерных характеристик личности.

Всего в исследовании принимало участие 100 респондентов, из них женатых мужчин - 74% (20 – 55 лет), замужних женщин - 27% (18 – 55 лет), относящихся к разным профессиям и принадлежащих к разным национальностям.

Гендерные характеристики определялись с помощью методики «Определение психологического пола (гендерного типа) личности» представляющей собой адаптированный и модифицированный вариант известной методики S.Bem – BSRI (1974) (О.Г. Лопухова, 2001). Ценностные установки определялись на основании списка жизненных целей и ценностей, относящиеся к маскулинному и феминниному типу установок личности (Мдивани М.О., Лопухова О.Г.). К маскулинным относятся: «зарабатывать много денег», «иметь высокий социальный статус», «обеспечивать материальное благополучие семьи» и т.д., а к фемининным – «сохранять крепкую, дружную семью», «чувствовать по отношению к себе любовь и заботу», «психологически участвовать в жизни своих детей, проводить с ними много времени» и т.д.

Результаты показали, что уровень проявления внутриличностного ролевого конфликта (противоречия семейных и профессиональных ролей), внутриличностного конфликта в связи с работой и конфликтность в сфере семьи имеет одинаковую степень выраженности как у мужчин, так и у женщин.

В выборке женщин установлена связь между уровнем выраженности внутриличностного ролевого конфликта (противоречия семейных и профессиональных ролей) и внутриличностного конфликта в связи с работой (r = 0,5; р = 0,01). Причем, уровень выраженности внутриличностного конфликта в связи с работой имеет прямую связь с установкой на цель «стать профессионалом (мастером своего дела)» (r = 0,3; р = 0,05) и обратную связь с важностью цели «выйти замуж» (r = - 0,3; р = 0,05), что легко объяснимо. Связи с гендерными характеристиками личности не обнаружено.

Страницы: 1 2


Интеллектуальная готовность
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать ...

Способ третий: Визуализация.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций. ...

Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.
Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста № п/п Стиль отношения Ранг стиля Мамы (среднее) Ранг стиля Папы (среднее) 1 Отвержение 4 37,5% ...

Категории