Материалы » Самоопределение человека в сложных ситуациях » Целостность и ценностные ориентации на примере старших подростков

Целостность и ценностные ориентации на примере старших подростков
Страница 1

Формирование персональной системы ценностных ориентаций является одним из важнейших результатов процесса социализации. Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности и выражает отношение человека к социальной действительности. На развитие и формирование ценностных ориентаций личности влияет целый ряд факторов, один из которых - усвоенные индивидом особенности культуры. Любая культура обладает своей уникальной ценностной структурой, в которой отражается ее самобытность. Взаимосвязь ценностных особенностей культуры и структуры ценностных ориентаций личности можно проследить в результате кросс-культурного сравнения. Особый интерес в этом плане представляет старший подростковый возраст, в котором формирование ценностных ориентаций, лежащее в основе социального самоопределения, представляет отдельную возрастную задачу. Соответственно, возникает вопрос: как соотносятся собственно возрастные и социокультурные параметры в процессе формирования ценностных ориентаций? В данной работе мы рассматриваем кросс-культурные различия в структуре ценностных ориентаций старшеклассников России и Казахстана.

Представляется, что взаимосвязь между особенностями культуры и персональными ценностями проявляется в особенностях структуры ценностных ориентаций. Отталкиваясь от особенностей современного образа жизни, мы предположили, что:

1)большинство казахстанских старшеклассников ориентированы на традиционный тип культуры;

2)большинство российских старшеклассников ориентированы на современный тип культуры; 3)для представителей традиционной культуры наиболее важными являются ценности «традиции» и «доброта»; 4)для представителей современной культуры наиболее важными являются ценности «достижение» и «самостоятельность».

В качестве теоретико-методической основы исследования была выбрана модель динамических отношений ценностей Ш.Шварца и модель культурно-ценностных ориентаций Дж.Таусенда. Опросник Таусенда основан на представлении о трех типах культур – традиционной, современной и динамически развивающейся, каждая из которых содержит ряд ценностей, соответствующих направленности культуры. Методика Шварца построена на представлении о мотивационном значении ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей.

Эмпирически были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций старших подростков. Для российских старшеклассников в целом наиболее значимыми оказались ценности «достижение» и «самостоятельность», несколько меньшие значения имели ценности «гедонизм», «доброта» и «стимуляция». Наименьшую значимость представляли «конформность», «власть» и «традиции». При этом анализ особенностей культуры показал, что среди российских подростков 28% принадлежат к традиционной культуре, 52% - к современной культуре и 20% - к динамически развивающейся (что подтвердило вторую и четвертую гипотезы исследования). Однако и для казахстанских подростков в целом наиболее важными оказались ценности «самостоятельность» и «достижение». Достаточно также выражены оказались ценности «доброта» и «универсализм», а наименее важными – «гедонизм», «конформность» и «власть». При этом среди казахстанских подростков только 48% принадлежали к традиционной культуре, 40% - к современной культуре и 12% - к динамически развивающейся. Эти различия оказались значимы для исследуемых выборок на уровне тенденции (=0,05). Иными словами, можно утверждать, что хотя социокультурный фон социализации российских и казахстанских подростков достаточно различен, в структуре их ценностных ориентаций наблюдается сходство, отражающее возрастные закономерности (стремление к самостоятельности, достижениям, отрицание конформизма).

Далее мы рассматривали взаимосвязь особенностей культуры и ценностных ориентаций по подвыборкам подростков, ориентированных на разный тип культуры.

Для части российских подростков, ориентированных на традиционную культуру, результаты оказались противоречивыми: подобная ориентация предполагает отсутствие внутренней свободы, регламентированность деятельности, однако в структуре ценностей наблюдалось стремление к самостоятельности и достижению, личному успеху, а традиционные ценности имели наименьшую значимость. Структура ценностей российских подростков, ориентированных на современную культуру, соответствовала данному типу культуры: достижение и самостоятельность согласуются со стремлением к личному успеху, самореализации, характерным для данного типа культуры. Российские подростки, ориентированные на динамически-развивающуюся культуру, также демонстрировали важность для них ценностей самостоятельности и достижения, что согласуется с принципами индивидуальности, независимости, автономии, типичными для данной культуры.

Страницы: 1 2


Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multidimensional scaling) позволяет получить n-мерное субъективное пространство, в котором размещено иссл ...

Сущность, структура и функции конфликтов
Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и антагоническую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им. ...

Школьники о взаимоотношениях с учителями
Московским Колледжем Социологии совместно с Московским Государственным Социальным Университетом был осуществлен научно-образовательный исследовательский проект: “Школа 1224. Социологический портрет. 2000 год”. В рамках данного проекта был проведен опрос учеников 5-8-х классов. Один из вопросов касался взаимоотношений школьников с учите ...

Категории