Материалы » Самоопределение человека в сложных ситуациях » Целостность и ценностные ориентации на примере старших подростков

Целостность и ценностные ориентации на примере старших подростков
Страница 1

Формирование персональной системы ценностных ориентаций является одним из важнейших результатов процесса социализации. Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности и выражает отношение человека к социальной действительности. На развитие и формирование ценностных ориентаций личности влияет целый ряд факторов, один из которых - усвоенные индивидом особенности культуры. Любая культура обладает своей уникальной ценностной структурой, в которой отражается ее самобытность. Взаимосвязь ценностных особенностей культуры и структуры ценностных ориентаций личности можно проследить в результате кросс-культурного сравнения. Особый интерес в этом плане представляет старший подростковый возраст, в котором формирование ценностных ориентаций, лежащее в основе социального самоопределения, представляет отдельную возрастную задачу. Соответственно, возникает вопрос: как соотносятся собственно возрастные и социокультурные параметры в процессе формирования ценностных ориентаций? В данной работе мы рассматриваем кросс-культурные различия в структуре ценностных ориентаций старшеклассников России и Казахстана.

Представляется, что взаимосвязь между особенностями культуры и персональными ценностями проявляется в особенностях структуры ценностных ориентаций. Отталкиваясь от особенностей современного образа жизни, мы предположили, что:

1)большинство казахстанских старшеклассников ориентированы на традиционный тип культуры;

2)большинство российских старшеклассников ориентированы на современный тип культуры; 3)для представителей традиционной культуры наиболее важными являются ценности «традиции» и «доброта»; 4)для представителей современной культуры наиболее важными являются ценности «достижение» и «самостоятельность».

В качестве теоретико-методической основы исследования была выбрана модель динамических отношений ценностей Ш.Шварца и модель культурно-ценностных ориентаций Дж.Таусенда. Опросник Таусенда основан на представлении о трех типах культур – традиционной, современной и динамически развивающейся, каждая из которых содержит ряд ценностей, соответствующих направленности культуры. Методика Шварца построена на представлении о мотивационном значении ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей.

Эмпирически были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций старших подростков. Для российских старшеклассников в целом наиболее значимыми оказались ценности «достижение» и «самостоятельность», несколько меньшие значения имели ценности «гедонизм», «доброта» и «стимуляция». Наименьшую значимость представляли «конформность», «власть» и «традиции». При этом анализ особенностей культуры показал, что среди российских подростков 28% принадлежат к традиционной культуре, 52% - к современной культуре и 20% - к динамически развивающейся (что подтвердило вторую и четвертую гипотезы исследования). Однако и для казахстанских подростков в целом наиболее важными оказались ценности «самостоятельность» и «достижение». Достаточно также выражены оказались ценности «доброта» и «универсализм», а наименее важными – «гедонизм», «конформность» и «власть». При этом среди казахстанских подростков только 48% принадлежали к традиционной культуре, 40% - к современной культуре и 12% - к динамически развивающейся. Эти различия оказались значимы для исследуемых выборок на уровне тенденции (=0,05). Иными словами, можно утверждать, что хотя социокультурный фон социализации российских и казахстанских подростков достаточно различен, в структуре их ценностных ориентаций наблюдается сходство, отражающее возрастные закономерности (стремление к самостоятельности, достижениям, отрицание конформизма).

Далее мы рассматривали взаимосвязь особенностей культуры и ценностных ориентаций по подвыборкам подростков, ориентированных на разный тип культуры.

Для части российских подростков, ориентированных на традиционную культуру, результаты оказались противоречивыми: подобная ориентация предполагает отсутствие внутренней свободы, регламентированность деятельности, однако в структуре ценностей наблюдалось стремление к самостоятельности и достижению, личному успеху, а традиционные ценности имели наименьшую значимость. Структура ценностей российских подростков, ориентированных на современную культуру, соответствовала данному типу культуры: достижение и самостоятельность согласуются со стремлением к личному успеху, самореализации, характерным для данного типа культуры. Российские подростки, ориентированные на динамически-развивающуюся культуру, также демонстрировали важность для них ценностей самостоятельности и достижения, что согласуется с принципами индивидуальности, независимости, автономии, типичными для данной культуры.

Страницы: 1 2


Социальная депривация.
Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию. Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение по ...

Новые слова и понятия
На протяжении дошкольного периода дети очень быстро пополняют свой словарный запас, часто выучивая по 2-3 слова в день. Некоторые слова обладают значением только в каком-то контексте, например слова "этот" или "тот". Другие слова выражают отношения между объектами: "мягче", "ниже", "короче&qu ...

Модель «невмешательства в жизнь ребенка»
· Характерные черты: Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие. Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Взгляд на ребенка как на обузу, досадную поме ...

Категории