Особенности планирования карьеры
Страница 1

В целом планирование карьеры должно быть связано с мотивацией продвижения по службе и являться долгосрочной программой перемещения по горизонтали и вертикали. В результате у сотрудников имеет место большая удовлетворенность трудом, видение перспектив; возможность планировать другие аспекты собственной жизни, целенаправленно повышать квалификацию и готовиться к будущей работе. Сотрудники, связывая жизнь с организацией, становятся более лояльными по отношению к ней, заинтересованными в производительном и качественном труде.

Для каждой профессиональной сферы необходимы свои профессионально важные качества.

Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Они бывают общие и специальные. Общие ПВК оказывают положительное влияние на эффективность любой деятельности. К таким можно отнести определенную мотивацию человека, интернальность – экстернальность, самооценку, уровень притязаний. Специальные ПВК необходимы для выполнения конкретного вида деятельности. ПВК необходимы для того, чтобы человек мог адаптироваться в профессии и в дальнейшем достичь профессионального роста, развития, акме. Сейчас в нашей стране далеко не все выбирают профессию и работают в соответствии со своими способностями, личностными и индивидуальными особенностями.

В развитии человека осознание своих ПВК может положительно влиять на профессиональный рост, на планирование его карьеры. «Карьера» - это успешное продвижение вперед в области общественной, служебной, научной и профессиональной деятельности. Она бывает должностная (переход с одной должности на более высокую) и профессиональная (расширение своих знаний, соответствие в работе, мастерство).

Для реализации цели исследования мы выбрали следующие профессиональные сферы: «человек-человек» («Ч-Ч»), «человек-техника» («Ч-Т»), «человек-знак, знаковая система» («Ч-З»). А из ПВК мы взяли общие: интернальность – экстернальность, стремление к успеху – избегание неудач и специальные: для профессии типа «Ч-Ч» - эмпатию, для «Ч-Т» - интерес к технике, для «Ч-З» - устойчивость внимания и работоспособность.

В качестве объекта данного исследования выступили люди, работающие в данных сферах. Предметом явились ПВК этих людей. Нами была выдвинута следующая гипотеза: планирование карьеры не зависит от типа профессии. При этом, планируя карьеру, люди опираются на свои ПВК.

В данном исследовании приняли участие 50 человек, из них 18 работают в сфере «Ч-Ч»,17 – в сфере «Ч-Т», 15 – в сфере «Ч-З». Для представителей этих групп профессий были предложены следующие методики: «Методика диагностики уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.), «Тест - опросник А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения» (модификация М.Ш. Магамед – Эминова) и разработанная нами анкета для определения планирующих и не планирующих карьеру людей. Кроме того, для работников профессий типа «Ч-Ч» еще была предложена «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, для работников профессий типа «Ч-Т» - «Методика выявления и анализ ПВК специалистов системы «Ч-Т»», а для представителей профессий типа «Ч-З» - «Методика изучения ПВК персонала системы «Ч-З»» (модификация Ф.Д. Горбова).

По результатам анкеты оказалось, что планирующих карьеру больше, чем не планирующих, при этом профессиональную карьеру планируют чаще, чем должностную. Сфера «Ч-Ч»: планируют карьеру - 77,78% (из них профессиональную – 55,56% и должностную – 22,22%). Сфера «Ч-Т»: - 70,59% (из них профессиональную – 52,94% и должностную – 17,65%). Сфера «Ч-З»: - 86,67% (из них профессиональную – 66,67% и должностную – 20%).

Для всех профессиональных сфер между всеми параметрами обнаружилась достоверная связь (p≤0,05), за исключением сферы «Ч-Т», где интернальность не связана мотивацией достижения.

По результатам методик существенных различий в степени выраженности ПВК у представителей разных профессиональных сфер не обнаружено. Большинство из тех, кто планирует профессиональную и должностную карьеры, являются интерналами (сфера «Ч-Ч» - 50% и 16,66% соответственно; сфера «Ч-Т» - 35,29% и 11,77% соответственно; сфера «Ч-З» - 40% и 13,33% соответственно). Они имеют достаточный уровень развития ПВК (сфера «Ч-Ч» - 38,89% и 16,66% соответственно; сфера «Ч-Т» - 41,18% и 11,77% соответственно; сфера «Ч-З» - 53,34% и 13,33% соответственно). Некоторые различия обнаружились только в мотивации: для сфер «Ч-Ч» и «Ч-Т» преобладает стремление избегать неудачи (33,34% и 22,22%, и 29,41% и 11,77%, соответственно), а для сферы «Ч-З» - стремление к успеху (40% и 20%). У не планирующих карьеру людей (и профессиональную, и должностную) преобладает экстернальный тип контроля (сфера «Ч-Ч» - 16,66%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%). Они имеют достаточный уровень развития ПВК (сфера «Ч-Ч» - 22,22%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%) и стремятся избегать неудачи (сфера «Ч-Ч» - 22,22%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%).

Страницы: 1 2


Общие и специфические закономерности психического развития
В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С. Выготский. Рассматривая т ...

Что же такое личность?
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»: “Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, ...

Вербальное общение в процессе беседы
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мысли, чувства, проблемы, а психологу понять его, является так называемый «Вы-подход» — изучение челов ...

Категории