Особенности планирования карьеры
Страница 1

В целом планирование карьеры должно быть связано с мотивацией продвижения по службе и являться долгосрочной программой перемещения по горизонтали и вертикали. В результате у сотрудников имеет место большая удовлетворенность трудом, видение перспектив; возможность планировать другие аспекты собственной жизни, целенаправленно повышать квалификацию и готовиться к будущей работе. Сотрудники, связывая жизнь с организацией, становятся более лояльными по отношению к ней, заинтересованными в производительном и качественном труде.

Для каждой профессиональной сферы необходимы свои профессионально важные качества.

Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Они бывают общие и специальные. Общие ПВК оказывают положительное влияние на эффективность любой деятельности. К таким можно отнести определенную мотивацию человека, интернальность – экстернальность, самооценку, уровень притязаний. Специальные ПВК необходимы для выполнения конкретного вида деятельности. ПВК необходимы для того, чтобы человек мог адаптироваться в профессии и в дальнейшем достичь профессионального роста, развития, акме. Сейчас в нашей стране далеко не все выбирают профессию и работают в соответствии со своими способностями, личностными и индивидуальными особенностями.

В развитии человека осознание своих ПВК может положительно влиять на профессиональный рост, на планирование его карьеры. «Карьера» - это успешное продвижение вперед в области общественной, служебной, научной и профессиональной деятельности. Она бывает должностная (переход с одной должности на более высокую) и профессиональная (расширение своих знаний, соответствие в работе, мастерство).

Для реализации цели исследования мы выбрали следующие профессиональные сферы: «человек-человек» («Ч-Ч»), «человек-техника» («Ч-Т»), «человек-знак, знаковая система» («Ч-З»). А из ПВК мы взяли общие: интернальность – экстернальность, стремление к успеху – избегание неудач и специальные: для профессии типа «Ч-Ч» - эмпатию, для «Ч-Т» - интерес к технике, для «Ч-З» - устойчивость внимания и работоспособность.

В качестве объекта данного исследования выступили люди, работающие в данных сферах. Предметом явились ПВК этих людей. Нами была выдвинута следующая гипотеза: планирование карьеры не зависит от типа профессии. При этом, планируя карьеру, люди опираются на свои ПВК.

В данном исследовании приняли участие 50 человек, из них 18 работают в сфере «Ч-Ч»,17 – в сфере «Ч-Т», 15 – в сфере «Ч-З». Для представителей этих групп профессий были предложены следующие методики: «Методика диагностики уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.), «Тест - опросник А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения» (модификация М.Ш. Магамед – Эминова) и разработанная нами анкета для определения планирующих и не планирующих карьеру людей. Кроме того, для работников профессий типа «Ч-Ч» еще была предложена «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, для работников профессий типа «Ч-Т» - «Методика выявления и анализ ПВК специалистов системы «Ч-Т»», а для представителей профессий типа «Ч-З» - «Методика изучения ПВК персонала системы «Ч-З»» (модификация Ф.Д. Горбова).

По результатам анкеты оказалось, что планирующих карьеру больше, чем не планирующих, при этом профессиональную карьеру планируют чаще, чем должностную. Сфера «Ч-Ч»: планируют карьеру - 77,78% (из них профессиональную – 55,56% и должностную – 22,22%). Сфера «Ч-Т»: - 70,59% (из них профессиональную – 52,94% и должностную – 17,65%). Сфера «Ч-З»: - 86,67% (из них профессиональную – 66,67% и должностную – 20%).

Для всех профессиональных сфер между всеми параметрами обнаружилась достоверная связь (p≤0,05), за исключением сферы «Ч-Т», где интернальность не связана мотивацией достижения.

По результатам методик существенных различий в степени выраженности ПВК у представителей разных профессиональных сфер не обнаружено. Большинство из тех, кто планирует профессиональную и должностную карьеры, являются интерналами (сфера «Ч-Ч» - 50% и 16,66% соответственно; сфера «Ч-Т» - 35,29% и 11,77% соответственно; сфера «Ч-З» - 40% и 13,33% соответственно). Они имеют достаточный уровень развития ПВК (сфера «Ч-Ч» - 38,89% и 16,66% соответственно; сфера «Ч-Т» - 41,18% и 11,77% соответственно; сфера «Ч-З» - 53,34% и 13,33% соответственно). Некоторые различия обнаружились только в мотивации: для сфер «Ч-Ч» и «Ч-Т» преобладает стремление избегать неудачи (33,34% и 22,22%, и 29,41% и 11,77%, соответственно), а для сферы «Ч-З» - стремление к успеху (40% и 20%). У не планирующих карьеру людей (и профессиональную, и должностную) преобладает экстернальный тип контроля (сфера «Ч-Ч» - 16,66%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%). Они имеют достаточный уровень развития ПВК (сфера «Ч-Ч» - 22,22%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%) и стремятся избегать неудачи (сфера «Ч-Ч» - 22,22%; сфера «Ч-Т» - 17,65% и 5,88% соответственно; сфера «Ч-З» - 13,33%).

Страницы: 1 2


Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить ...

Отличительные черты личности
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение д ...

Социально отклоняющееся поведение личности
Отклоняющееся поведение человека — это его поведение, не соответствующее нормам, принятым обществом, членом которого он является. Отсюда синоним — ненормальное поведение. Но это определение требует уточнения того более общего понятия, через которое оно дано: «поведение» — «специфические различия» — «норма», поскольку эти слова очень по- ...

Категории