Материалы » Проективные методы исследования личности » История графического изображения и начало психологического анализа рисунка

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
Страница 3

Своеобразная точка зрения на этот процесс просматривается в работах Д.Н. Узнадзе, который считает, что ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Значит ребенок рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что него есть в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа—зрительный образ предмета, однако, в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то, что рисует взрослый.

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается и, по-существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, которую необходимо уметь прочитать.

Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко. Остановимся лишь на данных, раскрывающих основные стадии, которые проходит ребенок в становлении изобразительной деятельности.

Первая стадия часто именуется стадией "марания". Первые пробы рисования — это настоящее "марание", "каракули", дитя "играет" карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Дитя привлекает здесь в сущности то же, что составляет основу радости всякого, самого высокого и зрелого творчества, из движений карандашом "что-то" выходит, объективируется, созидается (рис. книге).

Создание линии — без "рисунка" в хаосе и нагромождении — волнует и влечет к себе дитя — здесь закладываются, оформляются основы творческой психологии. Творить бытие, вызвать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой — вот что влечет к себе дитя на этой стадии.

Эта первая стадия характеризуется как доэстетическая — не красоте подчинена значительная часть детского рисования, поскольку еще нет эстетической задачи как таковой. Эта стадия лишенных смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное. Они — только результат подражания тем действиям, которые он видит у взрослых. Он хочет сам водить карандашом по бумаге, как это делают взрослые. Он испытывает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда, карандаш еще не слушается его, ведет за собой руку часто совсем не туда, куда хочется ребенку. Но все же его рука оставляет после себя реальный, наглядный след и это является для него предметом большой гордости

Довольно часто стадию каракулей или "мараний" считают сходной с гудением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок на все лады порождает новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки.

Затем наступает вторая стадия, когда случайная удача “привязывает” ребенка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на изображение чего-то или кого-то, предмет или человека (рисунок в книге).

Ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии помощи самого "художника" определить смысл нарисованного. Кошка изображается длинной, лишь относительно прямой линией, пересеченной множеством других, коротких. Дом бывает представлен несколькими неодинаковы "квадратами", расположенными рядом друг с другом.

Первые каракули являются волнующей попыткой осуществления чего-то видимого, чего еще не было прежде.

Таким образом, от "мараний" ребенок переходит к стадии примитивных изображений. У ребенка появляется умение нарисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий. Так, ребенок двух лет рисует множество изображений, похожих на круги, и говорит: "Это камушки". Спустя несколько месяцев "камушки" становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза две отходящие линии, а также рот. "Это мама и Таня", — сворит девочка. Это так называемый период головоногих. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую — руки. Формы, по мере овладения ими, становятся для ребенка проводниками его мыслей, настроений, чувств.

Приблизительно с четвертого-пятого года жизни ребенок вступает в третью стадию — схематического изображения.

Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней.

Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей — головы и какой-либо "подпорки". При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Вместе с тем, они рисуются наиболее простым способом: в виде палок, идущих под некоторым углом вниз.

Но постепенно эти "подпорки" дифференцируются и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т. д. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами, которые бывают настолько велики, что напоминают совершенно иные предметы: не то расходящиеся лучи солнца, не то венчик цветка. Число их иногда превышает чуть ли не вдвое действительное.

Страницы: 1 2 3 4


Образ г. Екатеринбурга в телевизионном аспекте
Если говорить об образе города, то частично можно обратиться к понятию маркетинга города, а именно к информационному маркетингу. Информационный маркетинг города – это совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения ...

Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего раз ...

Общая схема разрешения конфликта
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему: 1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься ...

Категории