Материалы » Проективные методы исследования личности » История графического изображения и начало психологического анализа рисунка

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
Страница 2

Однако вернемся к рисунку как особому графическому изображению.

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий не только рисунок, но и печатные художественные произведения: гравюру, литографию и другие, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающш собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями: контурные линии, штрихи, пятна.

Нужно напомнить, что сам термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму или каллиграфии. Новое значение он получил в коннце XIX — начале XX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка. Стилистические средства графики стали весьма разнообразными — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций: изобразительных, декоративных, штриховых, обладающих лаконичностью, гибкостью, разнообразием.

С конца XIX — начала XX вв. различают книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную графику (почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Получает развитие политический рисунок, отражающий политические взгляды, убеждения, расстановку политических сил и личные особенности политических лидеров. Распространяется также жанр путевых зарисовок, документально точно повествующих о повседневной жизни людей.

С начала XX в. рисунок самостоятельно развивается под воздействием сменяющих друг друга направлений, оттачивается профессиональное мастерство рисовальщиков, возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личностного видения, индивидуального восприятия жизни.

Так складывался рисунок, занимая свое достойное место в изобразительной культуре человечества, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора.

Несомненно, что для психолога-практика, использующего графические методы важно иметь представления о генезисе изобразительной и графической деятельности людей. В тоже время - психологически проанализировать филогенез (историческое развитие) этой деятельности чрезвычайно трудно: ее история представлена весьма фрагментарно из-за давности возникновения и утраты многих и многих промежуточных образцов. Поэтому здесь уместно обращение к онтогенезу рисунка: чрезвычайно интересно проследить стадии приобщения ребенка к изобразительной культуре, т. е. стадии развития изобразительной деятельности растущего индивида. Понятно, что знание возрастных этапов и специфики детского рисунка само по себе важно для психодиагностики: ведь рисунок позволяет определить уровень психического развития ребенка в целом и его изобразительной деятельности в частности. И поэтому при индивидуальной диагностике важно уметь видеть отсчетную точку — ею в данном случае становятся возрастные закономерности развития изобразительной деятельности детей, позволяющие сделать заключение относительно общих и индивидуальных особенностей личности.

Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний.

Так, в 1887 г. вышла книга итальянского исследователя Коррадо Ричи "Дети-художники", которая в 1918 г. была переведена на русский язык. В 1913 г. выходит работ Жоржа Рума (Франция) "Графический язык ребенка".

В Германии изучение детского рисунка обобщается в работах К. Лампрехта, Ф. Флейдер в книге "Рождение образа".

Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом.

Мощный толчок развитию этих исследований и вместе с тем оригинальный подход к анализу детских рисунков дали работы Ж.Пиаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету.

Ж. Пиаже разделяет знаки и символы следующим образом: значение знаков — общее для всей социальной среды, в которой растет ребенок, они условны и не имеют, за редким исключением, никакого сходства с тем, что ими обозначается. Самые распространенные знаки — слова (есть и другие — математические, научные и т.д.).

Символы — это более личные, частные обозначения, имеющие определенное физическое подобие с содержанием, которое они замещают. В эту группу включены: фантастические символы, обозначения-образы (гроза) и др Рисунок как продукт образно-символического мышления должен рассматриваться в связи с особенностями мысленных образов, свойственных ребенку. Пиаже подчеркивает связь развития рисования с развитием символической функции, вкладывая в это понятие примерно тот же смысл, что и Л.С. Выготский, т.е. способность к различению обозначаемого и обозначающего.

Страницы: 1 2 3 4


Психофизическое развитие детей с ЦП
В свете современных представлений о происхождении и клинике резидуальных нервно-психических расстройств у детей и на основании предложенной нами (В.В. Ковалев, 1974) "классификации резидуально-органических расстройств детские церебральные параличи следует рассматривать как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии сложн ...

Функции лидера молодежной неформальной группы
Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций. В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы: · Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит де ...

Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.
Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста № п/п Стиль отношения Ранг стиля Мамы (среднее) Ранг стиля Папы (среднее) 1 Отвержение 4 37,5% ...

Категории