Материалы » Проблемы психологии городской среды » Владение имуществом в городе

Владение имуществом в городе
Страница 1

Глубокие социально-экономические преобразования характеризуют состояние современного российского общества. Значительные изменения претерпевает вся совокупность отношений людей к самим себе, межличностных отношений, отношений в производственной сфере. Происходят радикальные изменения в системе отношений собственности. 1 февраля 2008 года вступил в силу Закон «Об исполнительном судопроизводстве». Согласно документу судебные приставы получили право свободного доступа в дом должника, а в некоторых случаях и без предупреждения. Данный закон вызвал широкий общественный резонанс. Все аспекты, касающиеся собственности и ожидаемой государственной защиты от вторжения на «территорию собственности» имеют первостепенный характер. Даже не смотря на то, что закон регулирует положение должника, а не законопослушного гражданина – такое положение может вызывать психологическое напряжение у большинства граждан.

Собственность – это прежде всего экономическая категория, но одновременно она может рассматриваться с философской, социальной, правовой и психологической точек зрения.

По Г.Гегелю, «право собственности возникает в процессе товарного обмена. Чтобы обменяться товарами, необходимо, прежде всего, признать друг друга собственниками, ведь иначе обмен по стоимости не может состояться. Этот «момент признания» и есть право собственности». Таким образом, отношения собственности – это субъект - объектные и субъект – субъектные отношения.

Отношения собственности исследовались преимущественно социологами, экономистами и юристами, тем не менее отношения собственности обладают социально-психологической основой.

Теоретическое осмысление социально-психологических аспектов отношений собственности получило развитие в трудах А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева (рассматривали содержание и структуру отношения к собственности); в работах З. Фрейда и Э. Фромма (изучали подсознательное стремление к обладанию собственностью), в исследованиях Р. Мэйли, У. Джеймса (анализировали представленность собственности в структуре личности). В настоящее время ряд российских исследователей изучают различные аспекты отношений собственности представителей разных социально – профессиональных групп (А.Л. Журавлев, М.В. Кирюхина, В.П. Позняков, А.Л. Темницкий), последствия депривации отношений собственности (Н.К. Радина, В.И. Слуцкий).

Важно обратить внимание на исследования отдельных структур личности, которые непосредственно зависят в своем становлении и развитии от того, в каких условиях человек живет и какой собственностью обладает и распоряжается. Так, понятие «психологическое пространство личности» исследователи рассматривают как «значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта и защищаемый им доступными физическими и психологическими средствами». Это пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, предметы, привязанности, установки). Измерения психологического пространства, по определению С.К. Нартовой-Бочавер, - это «контурные точки» описания личности во всей простоте или сложности её устройства.

Согласно эмпирическому исследованию С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство личности переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве покоя или беспокойства; осознается вблизи своих границ и не осознается в тех областях, которые в последнее время не подвергались изменениям; выражается в поведении, направленном на объекты значимые для внутреннего мира. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму – семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Феномен «отношения» существенно влияет на принятие или непринятие изменений в обществе. Общий уровень социально – психологического благополучия и экономического благосостояния является фактором, влияющим на процесс политической социализации общества. В результате реформ бывшее государственное жилье в массовом масштабе перешло к населению. Этот переход был инициирован государством. Часть населения становилось собственниками жилья не по собственной внутренней мотивации, а «под прессом» необходимости, ввиду проводимых государственных реформ.

Согласно цели нашего исследования, необходимо описать и проанализировать социально-психологические последствия практики правообладания жилой собственностью, а также социально-психологические последствия депривации отношений собственности на жилье. Мы полагаем, что опыт владения правами собственности на жилье оказывает влияние на эмоциональный фон личности владельца и обусловливает сохранность его психологического пространства. Тем не менее, отношения собственности затрагивают как социально-психологическую, так и социальную сферы субъектов исследования, поэтому для создания адекватной реальности программы эмпирического исследования необходимо использование и психологических, и социологических концепций.

Страницы: 1 2


Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, дру ...

Роль и значение рекламы в современном мире
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Начав свою исто­рию еще в древнем мире, реклама все время своего существования удовлетворяла специфические потребности человека в общественных коммерческих коммуникациях. При этом ее роль то возрастала, то резко снижалась. Этот сложный процесс определялся, прежде всего, характер ...

Речь.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (рече ...

Категории