Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозгаСтраница 2
Для проверки этой гипотезы было организовано нейропсихологическое исследование восприятия перспективных отношений у детей и взрослых с локальными поражениями височных и теменных отделов мозга.
Исследование проводилось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-00099а.
У испытуемых изучались преобладающая система перспективы (при помощи анализа самостоятельных рисунков, компьютерной программы "Иллюзия параллелепипеда", метода соотношения величин при изображении разноудаленных предметов и метода выбора перспективного изображения из серии альтернатив на примере цилиндров и параллелепипедов); пространственные представления (при помощи модифицированного варианта методики развертка, модифицированной методики Ж.Пиаже "Шарики", компьютерной программы на определение топологических/метрических выборов, новой проекционной методики, методик "кубики Йеркса", "составление плана помещения", "21 кисть").
Детская выборка составила 39 детей нейрохирургического отделения от 6 до 14 лет с поражениями височных (18 детей) и теменных (21 ребенок) отделов, преимущественно травматического поражения (67%). Взрослая выборка составила 29 человек от 21 до 70 лет с поражениями височных (14 человек), теменных (15 человек) отделов – в основном, опухолевого (50%) и травматического (46%) генеза.
Результаты, полученные на взрослой выборке, вполне ожидаемые: у них локализация повреждения в виске ведет к усилению эгоцентрической стратегии обработки информации, а в темени – к усилению механизма концептуального восприятия.
У детей, однако, наблюдается обратная картина. В поисках причин полученных данных мы разделили нашу детскую выборку на две возрастные группы (6-10 лет и 11-14). Оказалось, что поражение теменных отделов коры в старшей группе приводит к преобладанию концептуальной стратегии, а поражение височных долей мозга – к преобладанию эгоцентрической стратегии. Результаты же младшей выборки абсолютно противоположны ожидаемым. Видимо, в дошкольном и младшем школьном возрасте действуют иные механизмы мозговой организации, или же обработка пространственной информации подчиняется другим законам. В ранее проведенных исследованиях О.А.Гончарова, Ю.Н.Тяповкина было показано, что возраст 9-11 лет является критическим в отношении перехода к системе линейной перспективы. Возможно, при увеличении выборки, удастся доказать значимость данного возраста и для процесса формирования стратегий обработки информации.
Не менее интересные результаты оказались при сравнении повреждений мозга в разных полушариях. Оказалось, что правое полушарие более чувствительно к зоне повреждения, т.е. можно предполагать, что оно в большей степени отвечает за пространственные функции.
Характеристика эмоциональной сферы детей.
Рисуночный тест "Дом. Дерево. Человек"
Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек". Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста "Дом. Дерево. Человек". Он позволяет выявить степень выражен ...
Предмет и структура педагогической психологии. Предмет
педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой ...
Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками. Формирование активного личностного познания у детей старшего
школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. ...