Материалы » Деструктивизм детской психики » Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга

Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Страница 2

Для проверки этой гипотезы было организовано нейропсихологическое исследование восприятия перспективных отношений у детей и взрослых с локальными поражениями височных и теменных отделов мозга.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-00099а.

У испытуемых изучались преобладающая система перспективы (при помощи анализа самостоятельных рисунков, компьютерной программы "Иллюзия параллелепипеда", метода соотношения величин при изображении разноудаленных предметов и метода выбора перспективного изображения из серии альтернатив на примере цилиндров и параллелепипедов); пространственные представления (при помощи модифицированного варианта методики развертка, модифицированной методики Ж.Пиаже "Шарики", компьютерной программы на определение топологических/метрических выборов, новой проекционной методики, методик "кубики Йеркса", "составление плана помещения", "21 кисть").

Детская выборка составила 39 детей нейрохирургического отделения от 6 до 14 лет с поражениями височных (18 детей) и теменных (21 ребенок) отделов, преимущественно травматического поражения (67%). Взрослая выборка составила 29 человек от 21 до 70 лет с поражениями височных (14 человек), теменных (15 человек) отделов – в основном, опухолевого (50%) и травматического (46%) генеза.

Результаты, полученные на взрослой выборке, вполне ожидаемые: у них локализация повреждения в виске ведет к усилению эгоцентрической стратегии обработки информации, а в темени – к усилению механизма концептуального восприятия.

У детей, однако, наблюдается обратная картина. В поисках причин полученных данных мы разделили нашу детскую выборку на две возрастные группы (6-10 лет и 11-14). Оказалось, что поражение теменных отделов коры в старшей группе приводит к преобладанию концептуальной стратегии, а поражение височных долей мозга – к преобладанию эгоцентрической стратегии. Результаты же младшей выборки абсолютно противоположны ожидаемым. Видимо, в дошкольном и младшем школьном возрасте действуют иные механизмы мозговой организации, или же обработка пространственной информации подчиняется другим законам. В ранее проведенных исследованиях О.А.Гончарова, Ю.Н.Тяповкина было показано, что возраст 9-11 лет является критическим в отношении перехода к системе линейной перспективы. Возможно, при увеличении выборки, удастся доказать значимость данного возраста и для процесса формирования стратегий обработки информации.

Не менее интересные результаты оказались при сравнении повреждений мозга в разных полушариях. Оказалось, что правое полушарие более чувствительно к зоне повреждения, т.е. можно предполагать, что оно в большей степени отвечает за пространственные функции.

Страницы: 1 2 


Формирование ценностных ориентаций у подростков
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [3, С. 53]. Ценностные орие ...

Значение зеркального переноса как инструмента процесса переработки
Терапевтическая регрессия, которая ведет к установлению зеркального переноса, порой сопровождается тревогой, выражающейся иногда в первые недели анализа в форме снов о падении. Но после того как достигается патогномоничный уровень регрессии, основные сопротивления постепенному терапевтическому раскрытию грандиозной самости вызываются: ...

Как любящий родитель заботится о ребенке
Любящий родитель заботится о ребенке Ребенок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нем есть необходимейшее условие его выживания. С помощью взрослого ребенок учится и ходить, и говорить, и думать, и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимод ...

Категории