Материалы » Деструктивизм детской психики » Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга

Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Страница 1

Зрительная информация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов, т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят от процесса обработки перцептивной информации.

В зависимости от того, для чего необходима оценка пространственных свойств объектов, у человека задействуются разные механизмы обработки пространственной информации: механизм эгоцентрического и концептуального восприятия.

Механизм эгоцентрического восприятия играет ведущую роль в непосредственных манипуляциях с предметами, усвоенных двигательных стереотипах и навыках, движениях рефлекторного характера. При таких задачах сам человек становится центром координат, и расстояние до предметов оценивается в единицах движений тела, руки этого человека, т.е. используется эгоцентрическая система координат. Среди пространственных признаков доминирующее значение имеют бинокулярные и динамические признаки, которые действуют преимущественно в ближнем пространстве. Здесь в большей степени задействуется непроизвольное внимание. Оценка пространственных свойств в основном опирается на топологические пространственные представления. Все указанные особенности связаны с эффектом видения и изображения предметов в системе обратной перспективы. Отталкиваясь от работ М.Мишкина о двух путях проведения зрительной информации в коре мозга и идеи об иннервации двух систем кодирования зрительной информации Д.Милнера и М.Гудейла, мы полагаем, что функционирование данного механизма зрительного восприятия связано с заднетеменными отделами коры больших полушарий.

Механизм концептуального восприятия активируется при организации и планировании целенаправленных действий на более или менее отдаленную пространственно-временную перспективу. В условиях обработки большого количества признаков скорость обработки снижается. Оценка расстояния до предметов осуществляется в аллоцентрической системе координат, когда используются относительные единицы внешних метрических шкал. Здесь нет привязанности к положению наблюдателя, что требует развитости координатных пространственных представлений. Среди признаков удаленности важную роль играют монокулярные изобразительные признаки, которые действуют в среднем и дальнем планах. Данная система обработки появляется позже в онтогенезе, т.к. умение использовать монокулярные изобразительные признаки требует опыта, кроме того, формирование координатных пространственных представлений происходит гораздо позже, чем формирование топологических представлений. Эта система обработки связана с системой линейной перспективы, которая коррелирует с координатными представлениями, и задействуется при изображении дальних планов. Данная стратегия обработки пространственной информации иннервируется нижневисочными отделами коры больших полушарий.

Наше предположение заключается в том, что повреждение нижнетеменных отделов (иннервирующих эгоцентрическую стратегию) будет приводить к преобладанию линейной перспективы, доминированию проекционных и координатных пространственных представлений, а превалирование обратно перспективных построений, большее число топологических выборов будет наблюдаться при повреждениях нижневисочных долей (т.е. при угнетении концептуальной стратегии).

Страницы: 1 2


Социально-психологические аспекты межкультурной компетентности
В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, поскольку согласно официальной идеологии Советского Союза все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения, связанных с культурными различиями, у них просто не могло возникнуть. Однако с распадом СССР, с па ...

Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к ...

Функции конфликтов
Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания и ...

Категории