Агрессивность и враждебность как симптомы
Страница 1

Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории - расстройству настроения, характеризующемуся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью. [3]

Враждебность представляет собой эмоционально-личностное негативное отношение субъекта к другим субъектам или объектам. В основе враждебности лежат такие эмоции, как гнев, отвращение, презрение ("триада враждебности") согласно К. Изарду [4], а также страх.

Враждебность представляет собой эмоционально-личностный компонент агрессивного поведения (АП), мотивирующий возникновение намерения по нанесению ущерба (когнитивный компонент), которое, в свою очередь, является целью конкретных действий по нанесению вреда (операциональный компонент). В поведении, которое мы классифицируем как агрессивное, обязательно, в той или иной степени, должны быть представлены все эти три компонента. Преобладание одного из них определяет конкретный вид АП. Например, доминирование компонента враждебности наблюдается в случаях т. н. экспрессивной

или импульсивной

агрессии, протекающей по типу аффекта, что создает впечатление нецеленаправленной агрессии. Доминирование когнитивного компонента приводит к фантазиям агрессивного содержания. Преобладание третьей составляющей как раз и создает впечатление самостоятельного существования ИА.

Враждебность - это свойство какой-либо сущности и/или явления, отражающее недоброжелательный, недружелюбный, неприязненный характер пристрастного (обоснованного или необоснованного) отношения к чему-либо, к кому-либо.

Примеры: враждебность отношений, враждебность тона разговора, враждебность обстановки, враждебность в отношениях людей, вспышка враждебности, скрывать чувство враждебности, латентная (затаённая) враждебность, нерациональная (противоречащая здравому смыслу) враждебность. [8] В психологии личности враждебность - это многомерный конструкт личности, который имеет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. [11]

Когнитивный компонент представляет собой негативные оценки субъектом отношений элементов социальной и/или физической среды и неприязненное отношение к этим объектам. Представления субъекта об этих элементах основаны на относительной точке отсчета, на недоверии, подозрении и цинизме. Как правило, основой когнитивного компонента враждебности является духовная некомпетентность, аморализм.

Аффективный компонент, как правило, выражается в неприятных эмоциях субъекта отношений, в гневе, в ярости; в крайнем раздражении, направленных на объект отношений. Аффективный компонент может оцениваться по характеру цели, по интенсивности и по частоте проявления этого компонента.

Поведенческий компонент определяется особенностями установок субъекта отношений и особенностями аффективного компонента. Любое действие, как элемент поведения, нацелено на нанесение духовного, психического и физического вреда объекту отношений. Крайней формой выражения поведенческого компонента может быть терроризм. [11]

В мировой литературе термин “враждебность" не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев. [9]

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно. Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное). Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность. Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т.п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д. Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно - из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Страницы: 1 2


Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками. Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. ...

Характеристика и составляющие теории
Салливан настойчиво повторяет, что личность-это как бы «иллюзия», которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Она образуется не событиями, которые происходят внутри её а тем, что происходит в обществе. Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведет себя по отношению к одному или нескольким Это ...

Значение профессиональной деятельности руководителей организаций
В сложившихся на сегодняшний день социальньно-экономических условиях постоянно возрастает сложность профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками организаций. При этом увеличивается потребность в опытных специалистах в области управления различными видами деятельности современных компаний. Работа в условиях дефицита материальных и ...

Категории