Агрессивность и враждебность как симптомы
Страница 2

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность - негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т.д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств. [2]

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью; проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть - это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т.п.). [7]

Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира", моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения “хорошего" и “плохого” среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых - a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) - , показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности. [7]

Страницы: 1 2 


Экран и становление детской картины мира
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компь ...

Социальная адаптация ребёнка-дошкольника
Следующим этапом работы стало исследование социальной адаптации ребёнка с использованием методики Р. Жиля. В случае, когда тот или иной персонаж методики выбирался детьми более, чем в 70% заданий, мы рассматривали такое отношение к данному персонажу как высоко-позитивное. В случае, когда тот или иной персонаж выбирался детьми менее, ч ...

Интеллектуально-образовательные ценности
Ценности подростков поколения следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творче ...

Категории