Агрессивность и враждебность как симптомы
Страница 2

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность - негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т.д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств. [2]

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью; проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть - это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т.п.). [7]

Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира", моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения “хорошего" и “плохого” среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых - a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) - , показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности. [7]

Страницы: 1 2 


Характеристика особенностей памяти при нормальном и нарушенном онтогенезе
Память представляет собой процесс сохранения информации о раздражителе после прекращения действия раздражителя. Основные характеристики памяти: длительность формирования следов, их прочность и продолжительность удержания, объем запечатленного материала, точность его считывания, особенности воспроизведения. Мнестическая деятельность обес ...

Реклама как процесс воздействия. Понятие и сущность рекламы
Познание основ рекламы начнем с определения и выясним, что же собственно составляет понятие рекламы. Реклама — это особый вид деятельности, который сопровождает человека на протяжении всей истории его развития. Слово «реклама» произошло от латинского гесlаmаге, что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельнос ...

Изучение особенностей хронического соматического заболевания
Мы рассматриваем ситуацию ХСЗ как потенциально критическую, т.е. как ситуацию невозможности (Ф.Е.Василюк) реализации жизненных задач – удовлетворения потребностей, достижения целей, реализации отношений и пр., в которой с высокой степенью вероятности возможно нарушение личностной идентичности (Э.Эриксон, Дж.Марсиа и др.) и развитие криз ...

Категории