Заключение
Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.
Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.
Теория Юнга, по оценкам современников, – одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная область включает не только психологию и психиатрию, но также и философию, антропологию, историю культуры, социологию, фольклористику, теологию, историю религий.[9] Влияние идей этой теории испытали все области гуманитарного знания. Это мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в мире.
[1] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М, 1994
[2] Юнг К. Аналитическая психология. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999
[3] Юнг К. О становлении личности. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999
[4] .Психология личности. Хрестоматия. Т. 1, Самара, 1999
[5] Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. // Проблемы развития психики, МГУ, 1972
[6] .Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997
[7] .Гловер Э. Фрейд или Юнг, СПб, 1999
[8] Фрейд З. Введение в психоанализ. М, 1990
[9] Асмолов А.Г. Психология личности, МГУ, 1990
Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения дан ...
Взаимоотношения лидера с
другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвя ...
Четыре типа темперамента
В традиционной психологии издавна описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которых положено древнее учение относительно основных типов человеческого поведения. Эти типы описываются самым различным образом, но при всех вариациях в их определении незыблемыми остаются две основные черты: известная телесная выразительно ...