Заключение

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Теория Юнга, по оценкам современников, – одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная область включает не только психологию и психиатрию, но также и философию, антропологию, историю культуры, социологию, фольклористику, теологию, историю религий.[9] Влияние идей этой теории испытали все области гуманитарного знания. Это мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в мире.

[1] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М, 1994

[2] Юнг К. Аналитическая психология. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999

[3] Юнг К. О становлении личности. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999

[4] .Психология личности. Хрестоматия. Т. 1, Самара, 1999

[5] Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. // Проблемы развития психики, МГУ, 1972

[6] .Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997

[7] .Гловер Э. Фрейд или Юнг, СПб, 1999

[8] Фрейд З. Введение в психоанализ. М, 1990

[9] Асмолов А.Г. Психология личности, МГУ, 1990


Структура личности по Э. Берну
В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функци ...

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-экономических условиях жизнедеятельности значительной части граждан, при явном имущественном неравенст ...

Процесс становления личности
Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэто ...

Категории