Материалы » Смысл жизни человека по Франклу » Виды смыслов по Франклу: ценности

Виды смыслов по Франклу: ценности
Страница 1

Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смыслам (целям), связанным с ценностями действия.

Ценность - это то, что важно (ценно) для кого-то. Франкл утверждает, что ценности существуют в мире объективно. Так, приводя пример таких ценностей, Франкл пишет: "Несколько лет назад во Франции проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89% опрошенных считают, что человек нуждается в "чем-то таком", ради чего он живет. Другими словами, потребность в смысле является для большинства фактом, а не слепой верой.

Конечно, могут быть такие случаи, когда отношение человека к ценностям на самом деле является только маскировкой скрытых внутренних конфликтов. Но такие люди являются скорее исключением из правила, чем самим правилом. В таких случаях вполне оправдана психологическая интерпретация. В таких случаях мы на самом деле имеем дело с псевдоценностями (хорошим примером этого служит фанатизм), и как псевдоценности они должны быть демаскированы. Демаскировка или развенчание, однако, должна быть сразу же прекращена при встрече с достоверным и подлинным в человеке, в частности, с сильным стремлением к такой жизни, которое было бы настолько значительно, насколько это возможно. Если же развенчание в таком случае не прекращается, то совершающий развенчание просто выдает свою собственную потребность в том, чтобы подавить духовное стремление другого.

Мы должны очень осторожно относиться к тенденции понимать ценности в терминах простого самовыражения человека. Логос, или смысл, есть не просто выход за пределы собственного существования, но скорее нечто противостоящее существованию. Я считаю, что мы не выбираем смысл нашего существования, а скорее обнаруживаем его" [1; С.120].

Получается, что не человек ставит перед собой вопрос отыскания смысла жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним. Человеку, таким образом, приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Из числа ценностей переживаний Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь - это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.

Второе уточнение касается связи "ценности" и "смысла". Фрейд провозгласил первичность удовольствия и потому вынужден был выводить из удовольствия даже религиозные потребности. Франкл объявил первичным смысл, и потому ценностью у него может быть только то, что имеет смысл. Однако различные психические механизмы (возникшие на различных этапах эволюции) действительно различны, и нет необходимости сводить их друг к другу. А потому, принимая определение ценности как "субъективно значимого", мы можем заметить, что различные ценности могут быть значимы для людей потому, что удовлетворяют различные их потребности, а не только потребность в смысле. Значит, не всякая ценность может служить в качестве смысла. Основной критерий различия при этом, на наш взгляд, следующий. Выше указывалось, что смысл есть субъективное восприятие некоторого объективного результата нашего существования (то, что останется, даже если нас вдруг не станет). Значит, такие сугубо субъективные категории как "переживание" и "отношение" под это определение не попадают.

Наибольшие практические результаты и достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок - обращение к ним оправдано, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Страницы: 1 2


Причины послеродовых психозов
Наблюдение показывает, что матери, страдающие послеродовой депрессией, подвержены повышенному риску развития депрессивного расстройства. Соматические симптомы послеродовой депрессии ослабевают, зато постепенно развиваются признаки нарушения когнитивных функций. Такая симптоматика стабильна в течение длительного периода. Методы множестве ...

Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие. В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и само ...

Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим фактора ...

Категории