Интервью

«Психиатрическое интервью» – термин, введенный Салливаном для обозначения межличностной («лицом к лицу») ситуации, возникающей между терапевтом и пациентом. Интервью может быть однократным, или же возможна серия интервью на протяжения длительного времени. Салливан определяет интервью как «систему или ряд систем межличностных процессов, возникающих в соучаствующем наблюдении, в ходе которого интервьюер делает определенные заключения об интервьюируемом» (1954, с. 128). Салливан делит интервью на четыре стадии: 1) формальное начало, 2) рекогносцировка, 3) детальное расследование и 4) завершение.

Вообще интервью – это общение между двумя людьми при помощи голоса. Главными источниками информации для интервьюера являются не столько слова, но и то, как они произносятся – интонация, темп речи, иные виды поведения. Интервьюер должен чувствовать тончайшие изменения в поведении и общении пациента (например, голос может быть тише или громче), поскольку часто это оказывается живым свидетельством главных проблем пациента. На начальной стадии интервьюеру не следует задавать пациенту слишком много вопросов, он должен быть спокойным наблюдателем. Интервьюеру следует постараться определить причины (почему пациент пришёл к нему) и установить суть проблемы, понять её.

Салливан очень подробно описывает роль терапевта в ситуации интервью. Терапевтам не следует забывать, что они зарабатывают на жизнь как специалисты в области межличностных отношений, и что пациент вправе ожидать, что узнает для себя нечто полезное. Пациент должен почувствовать это с самого первого интервью, и на протяжении всего курса лечения это чувство должно усиливаться. Если такое отношение сохранится и дальше, то пациент начнёт доверять ту информацию, на основании которой терапевт сможет вынести правильное заключение относительно того, что тревожит пациента. Рекогносцировка строится вокруг выявления того, что представляет собой пациент. Интервьюер осуществляет это посредством вопросов о прошлом, настоящем и будущем пациента. Салливан не настаивает на жестком структурировании опроса, но с другой стороны, он настаивает на том, что интервьюер не должен позволять пациенту говорить о пустяках. Пациент должен понять, что интервью – серьезное дело. Как правило, интервьюер не должен во время лечения вести записей, так как это может вызвать раздражение пациента.

К концу второй стадии процесса интервью психиатр должен сформулировать несколько гипотез относительно проблем пациента и их источников. На этапе «тщательного расследования» психиатр старается удостовериться в том, какая из гипотез точна. Психиатр осуществляет это, слушая и задавая вопросы.

Пока все идет гладко, интервьюер навряд ли узнает что-либо о превратностях интервьюирования, главной из которых является воздействие установок интервьюера на коммуникативные возможности пациента. Однако ухудшение процесса коммуникации заставляет интервьюера задаться вопросом: «Что я сказал или сделал такого, что вызвало повышение тревоги пациента?» Терапевт обязан распознавать и контролировать собственное отношение – в интересах максимально эффективной коммуникации. Иными словами, он не должен забывать о своей роли искусного соучаствующего наблюдателя. Серия интервью завершается тем, что интервьюер выводит заключение относительно того, что узнал, предписывает курс, которому должен следовать пациент, и оценивает – для пациента – те возможные последствия, которые будут иметь предписания для его жизни.

При анализе размышлений Салливана по поводу интервью становится ясно, что оно предъявляет высочайшие требования к точности наблюдений терапевта.

[1] Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[2] Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[3] Гарри Стэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии»

[4] .Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[5] Гарри Стэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии» М.-СПб «Ювента» 1999 г.,

Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953


Функции конфликта
В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными. ...

Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом
Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах. Мотивационная сфера характеризу ...

Социальные формы познавательной деятельности
Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве (технический проект самолета рождается в КБ, но идеи, воплощенные в нем, возникают в головах конкретных сотрудников). Однако результаты индивидуального познания передаются другим людям, включаются в общественное сознание, в социал ...

Категории