Организация кабинета психологической релаксацииСтраница 2
По мере возможности следует приобрести мягкие и удобные кресла, с высокими спинками, которые способствуют максимальному отключению от окружающей обстановки и полному отдыху. Их можно радиофицировать, установив в подлокотниках гнезда для стереонаушников. Полы целесообразно покрыть мягкими ковровыми дорожками или ворсовым ковром, поскольку это способствует улучшению звукоизоляции и эстетическому восприятию.
Если имеются светильники зеленого, красного, желтого и оранжевого цвета, то их необходимо разместить по периметру помещения. Программы музыкальных сопровождений, цветового освещения желательно регулировать с пульта управления.
Занятия в кабинете психологической релаксации рекомендуется проводить от 15 до 60 минут. Удобное время проведения занятий - после обеда, а для сотрудников, находящихся на суточных дежурствах, - от 17 до 18 часов.
Опыт показывает, что эффективность занятий в кабинете психологической релаксации достигается посредством комплексного применения различных методов и средств психофизической регуляции:
- психологических средств (аутотренинг, цветовые и аудиовизуальные воздействия);
- специальных психотерапевтических упражнений по нервно-мышечной релаксации;
- физиотерапевтических методов (аэроионизация воздуха помещений).
В комнате психологической релаксации могут применяться такие методы воздействия, как цветомузыкальные программы и аутогенная тренировка. Особое внимание следует уделять подбору специального музыкального сопровождения.
Музыка должна подбираться по силе, тембру звука, мелодичности произведения. От этого ускоряются или замедляются сердечные сокращения, частота дыхательных движений, моторная активность, повышается скорость приема и переработки информации.
Специально подобранные музыкальные программы воздействуют на усиление восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых нарушена под влиянием утомления. Успокаивающе действует средний диапазон громкости звучания (очень низкие и высокие звуки действуют возбуждающе), спокойные мелодичные сочетания с мягким звучанием. Предпочтительнее использовать инструментальные произведения.
В качестве тонизирующей рекомендуется музыка, состоящая из бодрых, мажорных произведений, маршей, энергичных и веселых танцевальных ритмов.
Влияние музыкальных произведений на функциональное состояние человека усиливается, если одновременно с этим оказывать цветовое воздействие. Цветовой спектр следует использовать как дополнительное средство для достижения психофизиологического комфорта, эмоционально-эстетического воздействия, с учетом основных характеристик цвета. Предпочтение необходимо отдавать сочетаниям зеленого и голубого, действующих успокаивающе; красного и оранжевого, как наиболее активизирующих; синего и фиолетового, действующих нейтрально.
Одновременно с прослушиванием музыкальных произведений рекомендуется демонстрировать видовые слайды. Предпочтительно их показывать в начальной и завершающей частях сеанса. В начальной его стадии цветовая и световая гамма слайдов должна быть со сниженной яркостью. В завершающей - насыщенность и разнообразие цветовой гаммы должны увеличиваться. Слайды необходимо подбирать в зависимости от времени года.
Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребено ...
Характеристика младшего школьного возраста
Рассматриваемый переломный этап имеет место в семилетнем возрасте, за которым следует новый возрастной период, соответствующий младшему школьному возрасту, или периоду отрочества. Период этот длится до 12-13 лет, то есть до появления симптомов полового созревания.
«Возраст 3 года и 7 лет являются переломными этапами не только по физиол ...
Смыслы жизни личности
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это особое смысловое образование личности. Это центрально ...