Материалы » Особенности формирования характера » Проявление характера. Характер и темперамент

Проявление характера. Характер и темперамент

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большой силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существование».[10]

А что такое темперамент? От латинского temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.[11]

Одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.[12]

Одним из наиболее известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в 19857 году. Целью данного исследования было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.

По мнению Б.М, Теплова, темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональную возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент – формально-динамическая составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату.[13]

Еще Гиппократ делил темперамент на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

И.П. Павлов, определяя облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся».[14]

Сангвиника он характеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым…»

Про флегматика отмечал «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

А про меланхолика Павлов говорил, «попадая в новые условия жизни, очень теряется».


Проективные методы
Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы – Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения ра ...

Выводы
1. В данной группе детей старшего возраста большинство детей имеют низкий уровень тревожности, несколько детей имеют средний уровень тревожности и два ребенка имеет высокий уровень тревожности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, ...

Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латы ...

Категории