Перцептивная сторона общения
Страница 1

Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фаза делового общения связана с процессом межличностной перцепции – восприятием деловыми партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния.

Воздействие этих факторов создаёт характерную для каждого из деловых партнеров апперцию (от лат. ad - к и perceptio – воспринимаю), которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации.

Таким образом, перцетивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперции.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. В процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком по общению также воспринимается как личность. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

Были выделены четыре психологических механизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют в деловом общении.

К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

Страницы: 1 2


Формы чувственного познания
К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязатель ...

Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить ...

Виды любви
Любовь – это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных типов отношений и основанных на них видах любви. 1. Любовь-сторгэ – это любовь-нежность, включающ ...

Категории