Материалы » Нравственность и мораль школьников » Проблема нравственного выбора в ранней юности.

Проблема нравственного выбора в ранней юности.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. Юноши и девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы об­ращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками являются реальные, многообразные и сложные человеческие отно­шения, научная и популярная, художественная литература, произведения искус­ства, печать, телевидение.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков вол­новали юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззако­ния, порядочности и беспринципности. Современной юности не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм.

Большинство юношей и девушек утвердились в иной нравственной по­зиции, которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой , чтобы приносить пользу как можно большому числу людей».

Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково». Со­временные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «от каждого - по возможностям, каждому – по его делам или ре­альному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачи­ваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подро­стков.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и устойчивой моралью, которая на ряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой важнейшее личностное новообразование. В воз­никновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определен­ные различия между мальчиками и девочками. У девочек потребность в друже­ских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. У многих молодых людей возникает чувство любви.


Социометрические исследования относительно неформального лидерства в коллективе
Проблема неформального лидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной, так, весной 2000 г. в учебной группе Российского Университета Дружбы Народов был проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявление неформальных лидеров в студенческом коллективе. Проведенный социометрический анализ п ...

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты. Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существуе ...

Соотношение сознательного и бессознательного
Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осу ...

Категории