Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
Страница 1

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.

От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. филодендрон гитаровидный

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а также в деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима.[2; 10]

В приобщении ребенка к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче). [17; 6]

Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.

Рассмотрим подробнее некоторые культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

· Навык приема пищи

Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. [15; 67-69]

· Гигиенические навыки

Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце. [16; 11-13]

· Навык опрятности

Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправить за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещения в конце учебной недели (пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).

Страницы: 1 2


Факторы, вызывающие конфликт
Информационные факторы, которые связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации; Поведенческие факторы - неуместность, г ...

Речь.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (рече ...

Динамика развития профессионального самосознания студентов
Развитое профессиональное самосознание является одним из условий профессионального становления студентов. Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамичное, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, ...

Категории