Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
Страница 1

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.

От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. филодендрон гитаровидный

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а также в деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима.[2; 10]

В приобщении ребенка к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче). [17; 6]

Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.

Рассмотрим подробнее некоторые культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

· Навык приема пищи

Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. [15; 67-69]

· Гигиенические навыки

Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце. [16; 11-13]

· Навык опрятности

Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправить за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещения в конце учебной недели (пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).

Страницы: 1 2


Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Мы проанализировали теоретические аспекты проблемы общения, а теперь выявим специфику общения дошкольников и определим ха ...

Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Зрительная информация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов, т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят от процесса обработки перцептивной информации. В зависимости от того, для чего необходима оценка пространственных свойств объектов, у человека задействуются разные механизмы об ...

Формирование ценностных ориентаций у подростков
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [3, С. 53]. Ценностные орие ...

Категории