Выводы

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты [33, C.72].

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь прежде всего выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости.

Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость.

Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное.

Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой – нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.


Школа Гештальт в психологии.
Представители: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений. Основные теоретические положения. Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельшт ...

Причины и значения конструктивных конфликтов
Причины конструктивных конфликтов Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам: -недовольство оплатой труда; -неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабо ...

Сущность, структура и функции конфликтов
Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и антагоническую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им. ...

Категории