Формирование характера
Страница 1

Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развивается соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под названием «эндогенные и экзогенные черты характера».

Здесь говориться о том, что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами»[15]. И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции»[16].

Из этого следует, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды.

Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле»[17].

Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не есть то, что надо».[18]

[1] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 425.

[2] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 419.

[3] Гамезо М.В., Герасимов В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352. 206.

[4] Кузин М.В. Психология/ Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М: Высш. школа, 1982. – 256., ил. 241.

[5] Аверин В.А. психология личности: Учебное пособие. 2-изд. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191. 165.

[6] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336. 267.

[7] Там же. 167-169.

[8] Там же. 167.

[9] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 422.

[10] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 428.

[11] С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. http:// vocabulary.ru/

[12] «Психогенетика». Мешкова Т.А, Николаева Н.О. www.ido.rudn.ru/

[13] Гамезо М.В., Герасимов В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352. 197.

[14] Павлов И.П. Полн. собр. соч 2-е изд. М. – Л., 1951. т. 3, кн. 2, 86/ Кузин В.С. Психология/ Под ре. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб и доп. М.: Высш. школа, 1982. – 256, ил. 237.

[15] Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 (Серия «Мир психологии»). 212.

Страницы: 1 2


Подход с позиции личных качеств
Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики ...

Способ второй: Концентрация.
Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах. ...

Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: · психология обучения; · психология воспитания; · психология учителя. 1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой обл ...

Категории