Материалы » Нравственность и мораль школьников » Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов

Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов

В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

В своих исследованиях особенностей моральных суждений школьников Н.Э.Фокина и ее помощники выделяют следующие изменения в содержании моральных суждений учащихся старших классов и учащихся первых классов: «1. Обогащение, усложнение воссоздаваемого детьми причинно-мотивационного содержания ситуации поступка. Это выражается , например, в том, что многие старшеклассники выдвигают одновременно по несколько возможных мотивов поведения и отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче. Их ответы более развернуты . 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях которых проявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. У старшеклассников исчезают ответы, где в основе моральной оценки лежит отношение к правилу как таковому, без его опосредования нравственной целью.4. Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила связывается с поведением человека в целом, с его нравственными качествами.5. Значительно увеличивается количество суждений, в которых выдвигаются требования, специфические для каждого возраста. Эти моральные требования отражают стремление и умение старших школьников учитывать интересы другого человека».


Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
Обобщение предметов по их функции первоначально происходит главным образом в процессе овладения орудийными действиями. Во-первых, эти действия являются значительно более определенными и постоянными, чем все другие виды действий, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия становятся первыми ...

Методологические проблемы психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в целях обеспечения информационной безопасности
В последнее время часто возникает задача психолингвистического анализа Интернет-ресурсов в целях обеспечения информационной безопасности. Одним из аспектов решения данной задачи является идентификация автора виртуальных текстов и сообщений. И, если локализация физического источника виртуальных текстов решается сегодня достаточно успешно ...

План разрешения споров
При искреннем желании разрешить спорный вопрос, нужно следовать следующему плану ведения разговора. Лучше, если с вашим партнером разбора конфликтной ситуации ознакомлен соперник. Разговор на чистоту лучше вести в специально выбранное время и в помещении, где не будет посторонних свидетелей. Конструктивный спор как сознательно организо ...

Категории