Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.
В своих исследованиях особенностей моральных суждений школьников Н.Э.Фокина и ее помощники выделяют следующие изменения в содержании моральных суждений учащихся старших классов и учащихся первых классов: «1. Обогащение, усложнение воссоздаваемого детьми причинно-мотивационного содержания ситуации поступка. Это выражается , например, в том, что многие старшеклассники выдвигают одновременно по несколько возможных мотивов поведения и отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче. Их ответы более развернуты . 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях которых проявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. У старшеклассников исчезают ответы, где в основе моральной оценки лежит отношение к правилу как таковому, без его опосредования нравственной целью.4. Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила связывается с поведением человека в целом, с его нравственными качествами.5. Значительно увеличивается количество суждений, в которых выдвигаются требования, специфические для каждого возраста. Эти моральные требования отражают стремление и умение старших школьников учитывать интересы другого человека».
Социальные
характеристики личности современного руководителя
Как было выше рассмотрено, в психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств р ...
Основная часть
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. ...
И.С. Кон об этапе взрослости и его значении в жизни
человека
В своей книге "В поисках себя" И.С. Кон последовательно рассматривает этапы развития личности человека и значение кризисов для перехода от одного этапа к другому. По его мнению, взрослость - не столько психологическое состояние, сколько свидетельство, что индивид является полноправным членом соответствующего общества, который ...