Жизненный путь личности » Смыслы жизни личности

Смыслы жизни личности
Страница 1

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это особое смысловое образование личности. Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельные поступки человека.

Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь – необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), “пассивное самоубийство”, экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния.

Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней и обладает собственной динамикой. По Адлеру, смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к пятилетнему возрасту. Он остается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида.

По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность и задача. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни относит к основным потребностям личности. По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом - люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни - сугубо субъективен; существует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, - на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла - проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.

Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, считает, что смысл жизни не складывается автоматически; поиски смысла - сложнейшая жизненная задача, которую человек решает в процессе жизни. Д.А. Леонтьев рассматривает их точки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопрос о смысле на протяжении всей его жизни. Концепцию В. Франкла он считает объединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни - важнейшая задача и врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человеку приходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а не словами. Смысл жизни уникален и неповторим. С точки зрения В. Франкла, необходимо отвергнуть некоторые “философии жизни” - например, не может быть смыслом жизни наслаждение, т.к. это внутренне состояние субъекта, а смысл жизни не изобретается человеком, а находится в объективном мире. Поэтому человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья.

Страницы: 1 2 3


Напряжение
Салливан начинает с представления об организме как напряженной системе, которая может быть либо абсолютным покоем, или, как предпочитал говорить Салливан, эйфорией, либо абсолютным напряжением, примером чего является крайний ужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекать из потребностей организма и 2) оно ...

Методологические принципы клинической психологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплину особо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки — проблемы «природы человека» как существа биосоциального по своим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью — субъективной, которая далеко не всегда со ...

Интеллектуальная готовность
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Для того чтобы обучение школьника было успешным, необходимо чтобы его уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, а иначе он просто не сможет усваивать ...

Категории