Смыслы жизни личностиСтраница 1
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это особое смысловое образование личности. Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельные поступки человека.
Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь – необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), “пассивное самоубийство”, экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния.
Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней и обладает собственной динамикой. По Адлеру, смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к пятилетнему возрасту. Он остается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида.
По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность и задача. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни относит к основным потребностям личности. По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом - люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни - сугубо субъективен; существует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, - на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла - проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.
Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, считает, что смысл жизни не складывается автоматически; поиски смысла - сложнейшая жизненная задача, которую человек решает в процессе жизни. Д.А. Леонтьев рассматривает их точки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопрос о смысле на протяжении всей его жизни. Концепцию В. Франкла он считает объединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни - важнейшая задача и врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человеку приходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а не словами. Смысл жизни уникален и неповторим. С точки зрения В. Франкла, необходимо отвергнуть некоторые “философии жизни” - например, не может быть смыслом жизни наслаждение, т.к. это внутренне состояние субъекта, а смысл жизни не изобретается человеком, а находится в объективном мире. Поэтому человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья.
Культура поведения
Культура поведения – совокупность форм поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения
(Словарь по этике.- М., 1981)
Человек по природе своей одинок, поэтому, существуют определенные объективные предпосылки того, что люди с себе подоб ...
Психологическая структура личности
"Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы .".(Словарь практического психолога)
Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие " ...
Моральные суждения школьников в исследованиях
российских психологов
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется неза ...