Смыслы жизни личностиСтраница 2
В отечественной психологии К.А. Абульханова-Славская утверждает, что смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого другого действия, поступка, события) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия или поступка. Способность человека переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своего “Я”, своей личности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает притязания и стремления личности, а с другой - определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать; это ответственность за осуществление собственной жизни, своеобразное чувство своей субъектности, возможность творчества жизни. Это, скорее, не когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью. Насыщенность, интенсивность жизни усиливает ее динамику и смысл, усиливают ценность, значимость. К.А. Абульханова-Славская указывает, что смысл жизни проявляется в специфическом мотиве - успеть воплотить себя в жизни чем-то непреходящим. Это теоретический способ организации личностью жизни.
Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватной представляется категория “отношение”. На полюсе субъекта отношения - это переживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь - собственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл жизни осознается тогда, когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборвется с ее физическим прекращением.
Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни - пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее.
В отечественной психологии также имеют место исследования, авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостности индивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаря процессам саморегуляции, рефлексии, “смыслового связывания” как одного из механизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений.
Смысл жизни как психологический феномен - это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека - действовать как некий “буферный механизм”, как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.
Виды любви
Любовь – это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных типов отношений и основанных на них видах любви.
1. Любовь-сторгэ – это любовь-нежность, включающ ...
Понятие о психике. Рефлекторно-отражательная природа психики
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде н ...
Психология групповой агрессии
Психология групповой агрессии - явление, еще не до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально неблагополучных семей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеет чисто социаль ...