Материалы » Психология в юриспруденции » Психология личности в системе

Психология личности в системе
Страница 1

Говоря о личности человека

вообще (в обиходе), мы подразумеваем своеобразное поведение, оригинальность мышления и т.д. В психологии существуют различные подходы к пониманию личности и до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение. Но можно с определенной долей истины свести эти подходы к таким моментам, как: Регистрация бюро правовед.

некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

система черт, устойчивых особенностей, проявляющихся в поведении, высказываниях, внутреннем диалоге субъекта с самим собой;

определенный тип с характерными особенностями поведения;

система конструктов – элементарные единицы нашего восприятия, которые включают в себя факторы чисто оценочного характера (плохой, хороший и т.д.);

система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Ориентировка на содержание потребностно-мотивационной сферы;

деятельное «Я» человека, система отношений, направленности;

потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.д.

Однако в практическом плане описание личности необходимо принимать как наличный факт и упростить описанное многообразие до уровня феноменологической модели.

В организации проявления личности выделяются три главные составляющие:

 индивид;

 персона;

 индивидуальность.

Индивид – представитель вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. Это понятие указывает на связь человека с природой.

Персону образуют социально-типические черты личности, которые обусловлены сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует. Как раз в этом определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы к раскрытию понятия личности. Безусловно, чтобы понять личность в качестве единого целого (биологического, психического и социального), необходимо четко представлять себе, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. И вот подходим к основной формулировке психологии личности – внешнее действует через внутреннее, а внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Данная концептуальная позиция психологии применяется в трансформированном виде в правовых науках (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и т.д.). В юриспруденции используется более расши-ренное толкование содержания понятия «личность». Для юристов-практиков, правоведов понятия «личность субъекта правонарушения», «личность участников гражданского процесса», «личность потерпевшего» и т.д. наполнены вполне конкретным психологическим и правовым содержанием.

В подтверждение этого обратимся к УПК РФ, УК РФ, ГК РФ. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». В гражданском праве речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему морального вреда (ст. 150–152 ГК РФ). И здесь мы подходим к пониманию личности, используемому в юридической литературе и правовых актах.

Страницы: 1 2


Влияние возможностей на организацию
Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние Высокая вероятность ПОЛЕ “ВС” ПОЛЕ “ВУ” ПОЛЕ “ВМ” Средняя вероятность ПОЛЕ “СС” ПОЛЕ “СУ” ПОЛЕ “СМ” Низкая вероятность ПОЛЕ “НС” ПОЛЕ “НУ” ПОЛЕ “НМ” Рис.2 Матрица возможностей Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис.3) ...

Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.
Мелани Кляйн, автор теории объектных отношений, полагала, что в основе их формирования лежит базальный конфликт меж­ду стремлением к удовольствию и стремлением к безопас­ности. С самого начала младенцу присущи два основных влечения: либидное и агрессивное, равновесие между кото­рыми постоянно колеблется. Развивающееся эго стремится овла ...

Развитие воображения у дошкольников
Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявление воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт ...

Категории