Психология личности в системеСтраница 2
Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Необходимо подчеркнуть, что с целью оценки уровня сформированности личности применяются следующие критерии (используют и в юриспруденции):
ощущение своего Я;
самооценка;
уровень притязаний субъекта (с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, с другой – желаемый уровень самооценки);
самоуважение человека (соотношение собственных притязаний и реальных достижений).
Структура личности и ее содержание. Классификация личности
В своей повседневной практике юристу необходимо использовать следующие подходы к познанию структуры и содержанию личности:
факторный анализ личности;
типологическое описание личности.
Факторный анализ личности заключается в том, что наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества, черты личности сводятся воедино в какой-то общий для них фактор. И здесь юристу-практику гораздо проще отыскать связи между свойствами характера субъекта и его поступками, точнее составить прогноз его дальнейшего поведения, в том числе в критических ситуациях.
Типологическое описание личности призвано помочь юристу-практику ориентироваться и применять в своей профессиональной деятельности следующие понятия:
«тип личности», под которым подразумевается определенная категория людей с ведущими, наиболее устойчивыми свойствами личности, сохраняющимися независимо от происходящих в жизни человека перемен.
Существует много типологических описаний личности. С точки зрения юридической психологии при прагматическом подходе можно выделить следующие типологии:
типология по Э. Кречмеру. Зависимость строения психики и ее заболеваний (шизофрения, депрессивный психоз и т.д.) от строения тела (пикническое, астеническое, атлетическое);
типология по К.Г. Юнгу. Она заключается в делении людей на интровертов и экстравертов. Интроверт – это тип личности, интересы которой, ориентация в жизни обращены главным образом внутрь, к собственным идеям и образам. Это очень чувственный, малообщительный, сдержанный, необоснованно застенчивый индивид. Экстраверт ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир явлений. Это деятельный, активный, общительный и прагматичный индивид. Типология Юнга помогает юристу лучше понять клиентов (подзащитных, свидетелей, обвиняемых), окружающих его людей, увидеть определенные трудности, возникающие в системе «человек–право» и т.д.;
психологическая структура личности по К.К. Платонову. На современном этапе эта концепция оказывается наиболее полезной правоведам-практикам. Динамическая структура личности состоит из четырех подструктур: подструктура направленности (мировоззрение, идейные убеждения); подструктура опыта (знания, навыки, умения); подструктура психической формы отражения (память, мышление, восприятие, эмоции); подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств (возрастные, наследственные признаки, особенности нервной системы индивида).
Все эти подструктуры связаны между собой и проявляются в виде единого целого – личности.
Влияние называния на восприятие отцовства
Методологической основой исследования является лакановское утверждение о влиянии называния на восприятие названного, фиксированное в структуре: «означающий – означающее – означаемое – А - а», где означающий – это тот, кто говорит, означаемое – не объекты и вещи, а значение того, по поводу чего говорит тот, кто держит речь; означающее – ...
Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
· психология обучения;
· психология воспитания;
· психология учителя.
1. Предмет психологии обучения
- развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой обл ...
Отличие представления
от других уровней.
Воображение особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся челове ...