Материалы » Психология в юриспруденции » Психология личности в системе

Психология личности в системе
Страница 2

Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Необходимо подчеркнуть, что с целью оценки уровня сформированности личности применяются следующие критерии (используют и в юриспруденции):

ощущение своего Я;

самооценка;

уровень притязаний субъекта (с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, с другой – желаемый уровень самооценки);

самоуважение человека (соотношение собственных притязаний и реальных достижений).

Структура личности и ее содержание. Классификация личности

В своей повседневной практике юристу необходимо использовать следующие подходы к познанию структуры и содержанию личности:

факторный анализ личности;

типологическое описание личности.

Факторный анализ личности заключается в том, что наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества, черты личности сводятся воедино в какой-то общий для них фактор. И здесь юристу-практику гораздо проще отыскать связи между свойствами характера субъекта и его поступками, точнее составить прогноз его дальнейшего поведения, в том числе в критических ситуациях.

Типологическое описание личности призвано помочь юристу-практику ориентироваться и применять в своей профессиональной деятельности следующие понятия:

«тип личности», под которым подразумевается определенная категория людей с ведущими, наиболее устойчивыми свойствами личности, сохраняющимися независимо от происходящих в жизни человека перемен.

Существует много типологических описаний личности. С точки зрения юридической психологии при прагматическом подходе можно выделить следующие типологии:

типология по Э. Кречмеру. Зависимость строения психики и ее заболеваний (шизофрения, депрессивный психоз и т.д.) от строения тела (пикническое, астеническое, атлетическое);

типология по К.Г. Юнгу. Она заключается в делении людей на интровертов и экстравертов. Интроверт – это тип личности, интересы которой, ориентация в жизни обращены главным образом внутрь, к собственным идеям и образам. Это очень чувственный, малообщительный, сдержанный, необоснованно застенчивый индивид. Экстраверт ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир явлений. Это деятельный, активный, общительный и прагматичный индивид. Типология Юнга помогает юристу лучше понять клиентов (подзащитных, свидетелей, обвиняемых), окружающих его людей, увидеть определенные трудности, возникающие в системе «человек–право» и т.д.;

психологическая структура личности по К.К. Платонову. На современном этапе эта концепция оказывается наиболее полезной правоведам-практикам. Динамическая структура личности состоит из четырех подструктур: подструктура направленности (мировоззрение, идейные убеждения); подструктура опыта (знания, навыки, умения); подструктура психической формы отражения (память, мышление, восприятие, эмоции); подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств (возрастные, наследственные признаки, особенности нервной системы индивида).

Все эти подструктуры связаны между собой и проявляются в виде единого целого – личности.

Страницы: 1 2 


Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх — вниз и т. п. Ритм ...

Когнитивная терапия личностных расстройств
В последнее время когнитивная терапия получила дальнейшее развитие благодаря лечению личностных расстройств. Бек и его коллеги считают, что личностные расстройства, например, зависимое и параноидальное расстройства, являются приобретенными дисфункциональными межличностными стратегиями или схемами, которые запускаются в различных ситуаци ...

Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...

Категории