Материалы » Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста » Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний

Организация общения в группе детского сада с целью преодоления негативных эмоциональных состояний
Страница 1

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. Умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. Знание норм и правил, которым необходимо освоить при общении с окружающими («Я знаю!»).

К 5-6 годам дети должны уметь согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается, но и из-за неумения организовывать общения, может быть неинтересной окружающих, и он чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не тал тормозом на пути развития личности. Как это сделать?

Прежде всего, педагогам самим нужно научиться правильно общаться.

Как говорилось выше, необходимо использовать личностно-ориентированную модель общения с детьми, чтобы обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования.

Педагог должен строить свое общение с ребенком на основе Понимания, Принятия, и Признания.

Понимание

означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка, «чтение мотивов ребенка».

Принятие

– означает безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент ли нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». У ребенка должно быть чувство, что его принимают и любят независимо от того, каких высоких или низких показателей он достиг.

Признание

- это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем, по существу это право быть взрослым. Ребенку часто нельзя обеспечить полного равенства прав, например, если речь идет о его здоровье, однако, «совещательный голос» ребенок должен иметь. У ребенка должно быть ощущение, что именно он выбирает.

Среди неадекватных способов оценки детей распространенной является манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретные его поступки: « ты тупой»!», «Ты – трус!».

Поэтому следует оценивать конкретные поступки ребенка: «ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» (но не «тупой»), «Ты струсил!» (но не «трус»). Это помогает избежать «программирования на все дурное и низкое».

В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце действия, но и вначале.

Каждый педагог должен самостоятельно решать задачу – за что хвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, результаты сделанного им, могли бы дать повод к положительной оценки личности ребенка.

Когда взрослые хотят пресечь те или иные действия ребенка, они прибегают к запретам. Но запреты представляют собой вызов к действию.

Наряду с предъявлением запрета следует указывать на необходимость или возможность существования замещающих действий, альтернативных запрещенному («Вот что нужно делать»).

Это общение требует от педагога наибольшего педагогического мастерства.

Общение «Дитя – Родитель».

Намеренно создаются ситуации, когда педагог «ошибается», а дети его поправляют, это развивает у ребенка чувство уверенности в себе.

Страницы: 1 2


Агрессия и ее производные
Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное. Так, Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в к ...

Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
1. обучение участников анализу реальных ситуации;2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;4. учит преодолевать приверженность старым образцам;5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;6. развивает умени ...

Диагностика временных характеристик действий у спортсменок сборной РФ по дзюдо
В работах, посвященных данной проблематике показано, что умение профессионала оперировать длительностями от 120 мс до 60 секунд значительно улучшает результаты в управлении скоростными действиями, "в частности латентным временем простой двигательной реакции". По данным Цуканова Б.И., особенность переживания времени обуславлив ...

Категории