Познавательные возможности слепых
Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения. [1; с. 24.] Задержка психического развития у детей с дефектами зрения часто осложняется характерологическими особенностями и невротическими реакциями, которые легко возникают при смене жизненного стереотипа. Гиперопека с раннего возраста приводит к повышенной внушаемости, зависимости от мнения окружающих. Дети часто обнаруживают обидчивость, повышенную чувствительность, замкнутость, чувство собственной ущербности, капризность, эгоистичность, патологическое фантазирование, тревожную мнительность.
Излишнее сочувственное отношение, ограничение активности слепого ребенка приучает его к пассивности, неверию в свои силы, зависимости, осознанию себя инвалидом. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, иждивенческие настроения. Дети с дефектами зрения опасаются новых ситуаций, склонны к соблюдению жесткого порядка, доводя его до педантизма. Одной из форм общения с ребенком с дефектом зрения является тесный физический контакт: необходимо чаще брать его на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, называя их словами, учить различать игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Необходимо научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких, развивать эмоциональные привязанности, обучать действиям с предметами и игрушками. При правильно организованном обучении недостатки в развитии в значительной мере преодолеваются: накапливаются представления, совершенствуются мыслительные операции, и мышление становится средством компенсации зрительных дефектов [3; с. 47].
Установка в концепции Д.Н.Узнадзе
Анализируя теорию установки, предложенную Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов выделяет в первичной установке два плана анализа - онтологический и методологический. Методологическая сторона анализа включает рассмотрение тех свойств, которыми наделяется установка, чтобы выступить в качестве опосредующего звена, необходимого для разрешения задачи пр ...
Психастенический тип
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".
Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии - боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь ...
Рисунок как средство психологического анализа
Научный анализ продуктов деятельности может стать надежным источником психологической информации о человеческой индивидуальности.
В то же время возможности и опыт применения этого общего метода психологического анализа к ситуации изобразительного творчества обыкновенных людей еще очень слабо изучены. История научных психографических ис ...