Материалы » Психическое развитие слепого ребенка » Познавательные возможности слепых

Познавательные возможности слепых

Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения. [1; с. 24.] Задержка психического развития у детей с дефектами зрения часто осложняется характерологическими особенностями и невротическими реакциями, которые легко возникают при смене жизненного стереотипа. Гиперопека с раннего возраста приводит к повышенной внушаемости, зависимости от мнения окружающих. Дети часто обнаруживают обидчивость, повышенную чувствительность, замкнутость, чувство собственной ущербности, капризность, эгоистичность, патологическое фантазирование, тревожную мнительность.

Излишнее сочувственное отношение, ограничение активности слепого ребенка приучает его к пассивности, неверию в свои силы, зависимости, осознанию себя инвалидом. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, иждивенческие настроения. Дети с дефектами зрения опасаются новых ситуаций, склонны к соблюдению жесткого порядка, доводя его до педантизма. Одной из форм общения с ребенком с дефектом зрения является тесный физический контакт: необходимо чаще брать его на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, называя их словами, учить различать игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Необходимо научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких, развивать эмоциональные привязанности, обучать действиям с предметами и игрушками. При правильно организованном обучении недостатки в развитии в значительной мере преодолеваются: накапливаются представления, совершенствуются мыслительные операции, и мышление становится средством компенсации зрительных дефектов [3; с. 47].


Становление эмоционально-когнитивных связей
Построение модели психологического здоровья наталкивается на методологические трудности. Даже определение его легче поддается средствам негативной терминологии, например, мы можем вывести, что условием психологического здоровья будет отсутствие внутриличностных барьеров к самоосуществлению. В противном случае в определениях обозначается ...

Подростковые группировки
Криминологический аспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом внимания является человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминальное поведение. Отмечают ряд особенностей личности подростков, ...

Мотивационные свойства личности и общение
Общение – это частный вид коммуникации. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значит, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнеру общения. Поэтому человеческое общение – ...

Категории