Материалы » Предмет и эволюция психологии » Соотношение сознательного и бессознательного

Соотношение сознательного и бессознательного

Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным

Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Бессознательное – это форма психического отражения, в которых образование действительности, отношение к ней субъекта выступает как нерасчлененное целое и человек не отдает себе отчета в происходящем.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют:

1. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Выделяют следующие формы бессознательного:

1. психические явления, возникающие во сне (сновидения)

2. ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальными раздражителями (подпороговый раздражитель)

3. движения бывшие в прошлом сознательными, но в результате многократными повторениями автоматизировавшиеся

4. патологич. явления возникающие в психике больного чел-ка (бред, галлюцинации).

Соотношение бессознательного и сознательное в психике человека решалось по-разному. Психологи, опирающиеся на философию идеализма, отдают преобладающее место бессознательному. Они отрицают возможность разумного логического познания, признают основным видом познания инстинкт, веру

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.


Технологии манипулирования, применяемые в рекламе. Психология рекламы
Реклама способствует повышению эффективности производства за счет ориентации его на потребности людей, стимулирует предприятия к повышению качества продукции и услуг, способствует повышению интенсивности товарооборота и снижению затрат. Важнейшими элементами рекламного процесса, который определяется как комплекс действие, связанных с п ...

Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе
Первоначально родительские особи не имеют специального поведения, обеспечивающего сохранение и поддержание условий развития для оплодотворенных яйцеклеток и развивающегося потомства. Выделение полового материала (или размножение делением у одноклеточных) происходит на основе гормональной регуляции, создающий эндогенный фактор инстинктив ...

Психологические аспекты рекламы с точки зрения гештальтпсихологии
Рассмотрим, каким образом рекламисты учитывают известные психологические аспекты при создании рекламы, как используют психологические особенности взаимоотношения рекламы и потребителя. Цель рекламы — не просто создание таких рекламных обращений, которые пробуждали и активизировали бы внимание, но также обеспечивали бы адекватный уровен ...

Категории