Этнокультурные особенности вербальных и невербальных компонентов коммуникации
Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношении, влияющий на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Выразительные движения неразрывно связаны с деятельностью и общением, так как экспрессивное поведение – это не просто внешнее сопровождение психических процессов, эмоций, а форма их проявления и существования, зависящая от ограничений, накладываемых культурой. Порой эти ограничения настолько жесткие, что они существенно затрудняют взаимодействие между представителями разных культур, даже при достаточной компетентности во владении вербальным кодом, языком.
Как отмечает С.Е. Ренчинова, нравственность человека буряты считали мерилом его человеческой сущности, «социализации и общественного бытия», стержнем других личностных качеств. В течение всей многовековой истории ими выработана целая система нравственного воспитания, реализуемая с первых дней жизни ребенка, а ее составной частью являются народные обычаи, обряды и традиции, возникшие и совершенствующиеся под благотворным влиянием буддийской религии. Тем самым признается роль религии на этнокультурные стереотипы поведения людей. Важно где они происходили: в моно- или полиэтнической среде. Что касается идентичности или детерминированной национальной культурой психологии, то она сама может служить почвой, на которой формируются специфические черты духовного облика членов национальной общности, их поведения и образа жизни. Более того, особенности национальной идентичности обнаруживают себя именно в деятельности, поведении, поступках людей.
Кроме того, достаточно важным для обоснования этнопсихологических особенностей является ранее не затронутый фактор микросреды, в частности, семьи, анализ современного состояния которой подтверждает необходимость экспрессивной регламентации внутрисемейного взаимодействия. В современной семье нередко отвергаются нормы почтительного отношения младших к старшим, снизился уровень воспитания культуры сдержанных эмоций при общении родителей с детьми, весьма произвольной становится экспрессия супругов, не всегда адекватна эмоциональная реакция детей на оценки взрослых, являющаяся объектом изучения психологов (Н.М.Трунова).
Анализируя этнокультурные особенности бурят, необходимо отметить следующие особенности. Во-первых, в связи с буддийской культурой традиции социального поведения отражены в контроле и ярко выраженной регламентации деятельности каждого члена общества, особенно ребенка, вплоть до его морального облика. Что обусловлено актуальными стереотипами общинного поведения и мышления («коллективизм»), находящими свое отражение в родовых отношениях, в которых признается главенство, необходимость уважения старших рода и семьи и даже в определенной степени подчинения, послушания им, независимо от возраста.
Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника
Родительско-детские отношения с точки зрения ребёнка-дошкольника изучались с помощью методики “Рисунок семьи”.
Результаты анализа детских рисунков представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Характеристика родительско-детских отношений на основании рисунка семьи
Критерии оценки рисунка
% детей у которых выявлены данные показатели ...
Социальные
характеристики личности современного руководителя
Как было выше рассмотрено, в психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств р ...
Самобытность мира детства
Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением подражания европейским образцам, запечатлело отражение этого взгляда в детских портретах кисти Ивана Вишнякова и других художников. ...