Материалы » Изучение психологии тяжелобольных » Особенности переживания своего тела больными шизофренией

Особенности переживания своего тела больными шизофренией

Большинство из немногочисленных исследований телесности, как психологического феномена, при шизофрении было посвящено рассмотрению симптомов расстройств восприятия и переживания тела, а также их поведенческих проявлений. Так были описаны грубые искажения образа тела, переживания транссексуальности и тяга больных шизофренией к совершению радикальных перемен во внешности, могущая принимать формы от внезапных и причудливых изменений причесок до обращений в клиники пластической хирургии. В то же время вопрос о непосредственном переживании своего тела и себя, как телесного субъекта, при шизофрении остается открытым.

Таким образом, целью проведенного исследования стало выявление особенностей переживания собственного тела больными шизофренией.

В своем исследовании мы опираемся на основные принципы отечественной психологии телесности. Во-первых, телесность человека понимается нами, как культурно обусловленный феномен, нетождественный пониманию тела, исключительно как организма, и проходящий в своем развитии период социализации и освоения. Во-вторых, телесность рассматривается нами в контексте взаимоотношений субъекта с миром, в контексте его деятельности.

Экспериментальную группу составили 23 больных шизофренией преимущественно параноидной формы, непрерывного и приступообразного типа течения, без существенных нарушений. Контрольную группу составили 27 человек.

Учитывая тот факт, что феномены телесности являются глубоко укорененными и не всегда в полной мере поддающимися самоотчету, для проведения исследования нами были выбраны проективные и психосемантические методики. В рамках исследования использовались следующие методики: методика «Рисунок себя», методика «Словесного автопортрета», тест «Классификация ощущений», методика «Рисунок внутреннего тела». Проводился как количественный, так и качественный анализ полученных данных.

В результате статистической обработки данных удалось выявить статистически значимые различия между группами по ряду параметров (p<0.05).

Обобщение полученных результатов позволило сделать предположение о характерных особенностях переживания тела больными шизофренией:

Для больных шизофренией характерно «не-переживание» собственного тела. Что выражается в исключении тела из области «Я», деиндивидуализации образа тела, утрате телом функции презентации субъекта в мире, оскудении эмоционального отношения к собственной внешности и в отношении к телу, как к объекту. При этом обозначенные феномены сочетаются со снижением коммуникативной функции тела. Что проявляется в слабой освоенности тела, как инструмента невербальной коммуникации, а также культурных средств регуляции телесности (таких, как одежда).

В то же время переживание своего тела в виде внутренних телесных ощущений у больных шизофренией несет негативную окраску. То есть если телесность и осознается больными шизофренией, то осознается, как правило, в виде болезненных или несущих угрозу ощущений.


Исследовательский отчет
Испытуемый: З.Е.К. Пол: женский. Возраст: 30 лет. Профессиональная деятельность: педагог. По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти – ...

Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности
Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций ...

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим ...

Категории