Материалы » Изучение психологии тяжелобольных » Особенности переживания своего тела больными шизофренией

Особенности переживания своего тела больными шизофренией

Большинство из немногочисленных исследований телесности, как психологического феномена, при шизофрении было посвящено рассмотрению симптомов расстройств восприятия и переживания тела, а также их поведенческих проявлений. Так были описаны грубые искажения образа тела, переживания транссексуальности и тяга больных шизофренией к совершению радикальных перемен во внешности, могущая принимать формы от внезапных и причудливых изменений причесок до обращений в клиники пластической хирургии. В то же время вопрос о непосредственном переживании своего тела и себя, как телесного субъекта, при шизофрении остается открытым.

Таким образом, целью проведенного исследования стало выявление особенностей переживания собственного тела больными шизофренией.

В своем исследовании мы опираемся на основные принципы отечественной психологии телесности. Во-первых, телесность человека понимается нами, как культурно обусловленный феномен, нетождественный пониманию тела, исключительно как организма, и проходящий в своем развитии период социализации и освоения. Во-вторых, телесность рассматривается нами в контексте взаимоотношений субъекта с миром, в контексте его деятельности.

Экспериментальную группу составили 23 больных шизофренией преимущественно параноидной формы, непрерывного и приступообразного типа течения, без существенных нарушений. Контрольную группу составили 27 человек.

Учитывая тот факт, что феномены телесности являются глубоко укорененными и не всегда в полной мере поддающимися самоотчету, для проведения исследования нами были выбраны проективные и психосемантические методики. В рамках исследования использовались следующие методики: методика «Рисунок себя», методика «Словесного автопортрета», тест «Классификация ощущений», методика «Рисунок внутреннего тела». Проводился как количественный, так и качественный анализ полученных данных.

В результате статистической обработки данных удалось выявить статистически значимые различия между группами по ряду параметров (p<0.05).

Обобщение полученных результатов позволило сделать предположение о характерных особенностях переживания тела больными шизофренией:

Для больных шизофренией характерно «не-переживание» собственного тела. Что выражается в исключении тела из области «Я», деиндивидуализации образа тела, утрате телом функции презентации субъекта в мире, оскудении эмоционального отношения к собственной внешности и в отношении к телу, как к объекту. При этом обозначенные феномены сочетаются со снижением коммуникативной функции тела. Что проявляется в слабой освоенности тела, как инструмента невербальной коммуникации, а также культурных средств регуляции телесности (таких, как одежда).

В то же время переживание своего тела в виде внутренних телесных ощущений у больных шизофренией несет негативную окраску. То есть если телесность и осознается больными шизофренией, то осознается, как правило, в виде болезненных или несущих угрозу ощущений.


Различение эмоции и чувства
Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать представ ...

Психологическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта. Основные методы обследования
Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс эксперимен ...

Теоретическая часть. Усвоение правил и норм общения младшими школь­никами.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимо­отношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстни­кам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность с ...

Категории