Общая характеристика памяти умственно отсталых детей
Страница 1

Память - это форма психического отображения действительности, которая заключается в запоминании, сохранении, забывании и воссоздании прошлого опыта. Физиологичной основой памяти являются временные нервные связки в коре головного мозга, которые могут быть актуализированы под воздействием разнообразных раздражителей. К основным процессам памяти принадлежат запоминание, которое обеспечивает закрепление новой информации путем связывания ее с предыдущим опытом, сохранение-забывание, воссоздание.

В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольный и произвольно.

Проблемам памяти умственно отсталых учеников посвящено немало исследований. Длительное время считалось, что дети с умственной отсталостью имеют хорошую механическую память. Однако исследования показали, что количественные показатели запоминания разнообразного материала у учеников с нарушением интеллекта являются значительно ниже, чем у нормально развитых детей. Например, с 10 слов младшие школьники с нормальным психофизическим развитием могут усвоить 6-8, а для запоминания всего ряда им необходимо 2-3 повторения.

Умственно отсталые ученики младших классов с первого раза усваивают 3-5 слов, а для воссоздания всего ряда требуют четыре и больше повторений. Многократное повторение ряда слов часто не улучшает качества запоминания. И после первого, и после второго повторения дети могут называть то же количество слов. Б.І. Пинський объясняет это явление тем, что дети с умственной отсталостью не владеют мнемическим действием: они не знают, что надо делать, только бы запомнить, не пользуются мнемическими приемами.

Еще хуже у учеников вспомогательной школы развита логическая осмысленная память. Они не пытаются понять содержание того, что запоминают, не осуществляют попыток систематизировать определенным образом материал для облегчения усвоения. им кажется, что механически зазубрить текст легче, чем осмыслить его. Это приводит к формальному заучиванию материала без понимания его содержания. Формальное запоминание является очень вредным, поскольку усвоенная таким способом информация не может быть использована в практике, служить основой для развития.

Логично структурированную, доступную пониманию информацию ученики вспомогательной школы усваивают лучше, чем материал, лишенный логических связей. Вообще уровень конкретности материала существенно влияет на качество запоминания : слова, которые помечают конкретные предметы, дети усваивают лучше, чем абстрактные и обобщенные; простые предложения без сложных грамматических конструкций запоминаются лучше, чем те, которые содержат обороты, сравнение и тому подобное.

Своеобразным у умственно отсталых детей является процесс развития памяти. У нормально развитых детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание над произвольным: детям более легко усвоить информацию, если нет специального задания выучить наизусть, если процесс запоминания выступает как операция в составе какой-то другой деятельности, например игровой. В младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности постепенно повышается производительность произвольной памяти за счет овладения мнемическим действием и приемами мнемотехники.

Эффективность непроизвольного запоминания определяется, во-первых, местом, которое занимает материал, который запоминается, в деятельности: лучше всего усваивается та информация, которая занимает место цели, а хуже всего то, которое является фоном деятельности. Во-вторых, непроизвольное запоминание зависит от побудительной силы мотивации и степени включенности индивида в деятельность.

Свойственные ученикам с умственной отсталостью психическая пассивность, незрелость познавательных интересов, недостаточность осознания целей и осмысления содержания деятельности предопределяют низкую производительность непроизвольного запоминания. Познавательная инактивность трудно поддается коррекции, поскольку тесно связана с первичным дефектом, потому использование непроизвольной памяти детей с умственной отсталостью и попытки ее развить оказываются неэффективными.

Можно заинтересовать учеников вспомогательной школы использованием на уроке игровых моментов и других приемов развлекательного характера, который активизирует их, вызывает оживленную эмоциональную реакцию, но не дает ожидаемых результатов. Они запоминают не учебный материал, который использовался в игре, а саму игру.

Страницы: 1 2


Структура общения
Существует несколько подходов к структуированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом: Общение Коммуникативная Интер ...

Бессознательные явления в жизни человека. Понятие о механизмах психологической защиты. Неосознаваемые психические процессы в жизни человека
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Бессознательные явления - явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение схожи с осознаваемыми психикой, но человеком не рефлексируют ...

Исследование представлений об идеальном родителе
Становление родительства характеризуется согласованием представлений относительно роли родителя, функций, распределении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на "теоретическом" уровне, проявляется это в построении будущего, мечт ...

Категории