Материалы » Примеры психологического тестирования » Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов

Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов

В исследованиях инвалидов по зрению показана значительная роль речи в их жизни. В работах предшественников основной акцент делался на значении речи для восприятия незрячими окружающего мира. Отражение в речевой продукции лиц, лишившихся зрения, процессов совладания с этой психотравмирующей ситуацией не изучалось. Не обнаружено также исследований по выявлению взаимосвязей между особенностями речевого поведения незрячих и структурой их темперамента и характера. Знание этих взаимосвязей будет способствовать более углубленному и полному пониманию процессов адаптации у инвалидов по зрению. Это знание может способствовать повышению эффективности реабилитационной работы с ними.

Всего в исследовании приняло участие 102 человека, 57 мужчин и 45 женщин. В данной работе применялся метод контент-анализа автобиографической речевой продукции инвалидов по зрению. Так же применялся опросник структуры характера и темперамента Клонинджера (TCI -140) адаптированный на русской выборке. Незрячим давалась инструкция рассказать о самом запомнившемся событии в их жизни. Все рассказы записывались на диктофон, затем, транскрибировались. Далее проводился контент-анализ автобиографических текстов. Регистрировались речевые единицы упоминания о травме. Испытуемые были разделены на четыре группы по критериям: наличие или отсутствие упоминания о травме; тотально слепые или с остаточным зрением; потерявшие зрение с рождения или потерявшие его в процессе жизни. Подсчет частоты упоминаний делался с учетом объема текстов по формуле Л. Готтшалка и Г. Глезер.

Получен психологический портрет инвалида по зрению. Это, в основном, сентиментальные люди, не стесняющиеся проявлять свои эмоции, эмпатичны и часто воспринимают чужие переживания, как свои собственные. Им свойственно обостренное чувство единства со вселенной и всем, что ее составляет: природой, людьми.

Люди, потерявшие зрение в процессе жизни, легче адаптируются к окружающей среде, нежели люди, не видящие с рождения. У них сильнее выражены такие качества как самостоятельность, собранность, уверенность в себе. Они с большей готовностью ставят перед собой цели и добиваются их.

Тотально слепые, в отличие от незрячих с остаточным зрением, более тревожны, не инициативны, пассивны, с трудом приспосабливаются к новым условиям, неуверенные в себе люди. Они застенчивы и стеснительны, с осторожностью идут на контакт с другими людьми. Субъективно воспринимают себя, как хрупкая и слабая личность. Те, у кого остаточное зрение, наоборот, обладают более низким уровнем тревожности. Им присущи такие черты, как практичность и твердость. Эмоционально устойчивы.

Незрячим, находящимся в процессе совладания со стрессовыми последствиями своей травмы и еще не справившимся с ними, свойственно в своих рассказах упоминать о травме. Уход в поглощающую деятельность выступает у них в качестве компенсаторного механизма, который помогает им справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными потерей зрения. Незрячие, не упоминающие в своих рассказах о травме, - люди, которые уже прошли процесс адаптации и справились со стрессом, вызванным потерей зрения.


Разновидности любви
Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви[2]. Первая разновидность – любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить – и в постели, и вне ...

Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом
Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах. Мотивационная сфера характеризу ...

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим ...

Категории