Материалы » Феномен родительства в психологии » Особенности формирование личности в многодетной семье

Особенности формирование личности в многодетной семье

Проблема формирования личности ребенка в семье является одной из центральных тем в психологии. Именно в родительской семье закладываются основные базисные, психологические качества личности. К сожалению, долгое время внимание психологов было больше сосредоточено на формировании личности ребенка в общественных учреждениях, а семья, если и рассматривалась, то чаще вне контекста ее этнического своеобразия.

Тем не менее, проблема формирования личности ребенка все больше и больше приобретает значимость, которая связана, во-первых, с обострением межэтнических взаимодействий, корни которой уходят в своеобразие развития личности в той или иной этнической культуре. Во-вторых, в постсоветском пространстве в значительной мере возрос интерес изучения своеобразия личности в целом и стремление сделать личность центром общественных интересов.

Особую остроту и актуальность этнопсихологические проблемы приобретают в отношении этносов, претерпевающих резкие исторические изменения Одним из них является казахский этнос, с одной стороны, еще сохраняющий традиционную структуру семьи, в значительной мере составляющую основу организации этноса, а с другой - переживающий исторический перелом, связанный с изменением, как базисной структуры семьи, так и психологии личности. Социально-экономическая перестройка последних десятилетий, породила ряд глубоких противоречий в традиционной структуре казахского этноса, что находит отражение в изменении психологического пространства казахской семьи.

Исходя из этого, целью нашего исследования стало выявление особенностей формирования и ориентировки личности в психологическом пространстве казахской родительской семьи, определяемых положением человека среди братьев и сестер (старший, средний, младший).

В эксперименте приняли участие 263 испытуемых, возраста от 4 до 23 лет, занимающих различное положение в многодетной семье (старшие дети в семье (n=84), средние дети в семье (n= 86), младшие дети в семье (n=93)). Исследование проводилось на протяжении 2001-2003 гг. в г. Астана, Республика Казахстан. Испытуемыми были субъекты, занимающие различное положение в многодетной семье (старшие дети, средние и младшие дети). Исследование проводилось в казахских семьях, имевших не менее двух детей. Изучались особенности восприятия индивидом членов его родительской семьи и своего собственного положения в структуре этой семьи.

Методологическую базу исследования составили положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, представления о деятельности и личности, разработанные в отечественной и зарубежной психологии. Методы были отобраны на основании предварительных психологических исследований испытуемых, различающихся порядком рождения.

Для выявления личностных характеристик детей в зависимости от положения в семье (старший, средний, младший) и их влияния на ориентировку личности нами были использованы следующие варианты методик:

1. Методика исследования личности, сконструированная на основе метода семантического дифференциала Ч. Осгуда - В. Петренко (1997).

2. Методика выявления субъектных позиций испытуемых в ситуации конфликтного взаимодействия.

3. Модифицированный проективный метод "Символические задания на выявление социального "Я" (B.Long, R.Henderson, 1968).

На основе полученных результатов и проведенной аналитической работы был получено следующее. Восприятие психологического пространства семьи старшими детьми, имеет специфические отличия, по сравнению с восприятием такового другими детьми, поскольку воспитание старшего ребенка, обусловлено функцией руководителя по отношению к младшим братьям и сестрам.

Формирование и восприятие психологического пространства семьи средним ребенком определяется его промежуточным положением между старшим и младшим ребенком.

Формирование и восприятие психологического пространства семьи младшим ребенком, определяется ролью ближайшего наследника и опекуна родителей. В развитии младшего ребенка, предполагается относительная идеализация им своей роли в семье.

Таким образом, восприятие казахами членов родительской семьи зависит от положения субъекта в структуре этой семьи. Это выражается в склонности восприятия своих позиций: старшими детьми - близко к позиции родителей, средними детьми - близко к позиции старших братьев (сестер), младшими детьми - близко к идеальным образам.

При этом все дети в казахской семье, независимо от положения, чаще принимают во взаимодействии позицию субъекта-исполнителя. Склонность занимать субъектные позиции не зависит от положения личности в казахской родительской семье.

И, наконец, самооценка личности зависит от положения ребенка в казахской семье. Старшие дети имеют более высокую самооценку, по сравнению со средними и младшими детьми.


Соотношение сознательного и бессознательного
Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осу ...

Подготовка специалистов в управлении человеческими ресурсами
В настоящее время многие специалисты склоняются к мнению, что краткосрочные корпоративные семинары-практикумы как нельзя лучше решают эту задачу. Однако сегодня традиционные модели, ориентированные на получение слушателями специализированной информации, не могут в полной мере выполнить свое назначение. Прежде всего, это обусловлено знач ...

Расстройства по типу сексуального избегания и сексуальных фобий.
Непосредственными проявлениями данного расстройства являются иррациональный страх пациента или его полное отвращение к сексу. Навязчивый страх усиливается непреодолимым желанием избегать ситуаций, которые вызывают тревожные состояния и неприятные сексуальные переживания. Таким образом, пациент пытается избежать и терапевтического вмешат ...

Категории