Материалы » Самоопределение человека в сложных ситуациях » Проблема соотношения гражданской идентичности

Проблема соотношения гражданской идентичности
Страница 1

Многие современные психологи и социологи говорят о том, что социально-политические и общественно-экономические процессы в нашей стране привели к кризису гражданской и этнической идентичности. Вследствие этого отмечается рост дезадаптации, оторванности и обособленности индивида от общества, проявлений девиантного и делинквентного поведения, межэтнической напряженности, конфликтности и агрессии, как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Главные трудности формирования позитивной гражданской идентичности обусловлены противоречивыми тенденциями развития современного российского общества, которые привели к размыванию ориентиров, необходимых для личностного самоопределения. С другой стороны, оказывают влияние процессы глобализации и стирания межэтнических границ. В этих условиях гражданская идентичность может стать объединяющей силой в полиэтническом обществе.

Такие сложные категории, как «социальная» и «личностная идентичность» выделяются многими авторами. Э.Фромм говорил о персональной и социальной идентичности (самоотождествление личности с идеями, ценностями, социальными стандартами общества). Э.Эриксон различал личностную идентичность и социальную идентичность (личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми ценностями, идеалами и нормами). И.Гоффман выделяет три вида идентичности: социальная (как типизация личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит), личностная идентичность и Я-идентичность.

Таким образом, анализируя различные взгляды и концепции, можно сделать вывод, что гражданская и этническая идентичность являются частным случаем социальной идентичности, а, следовательно, подчиняются одним законам, являясь осознанием и переживанием личностью сопричастности к определенному сообществу.

Согласно концепции социальной идентичности Тэджфела, идентичность как норма – положительное отношение к своей группе в сочетании с позитивным отношением к другим (но несколько хуже, чем к своей). Из этой концепции можно заключить, что позитивная идентичность, в сущности, рассматривается как идеальный конструкт. Гражданская идентичность, таким образом, выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для него значимый смысл. Этническая идентичность – к соответствующей этнической группе.

По мнению Л.М. Дробижевой этнические вызовы 1980-1990х годов привели к оживлённому обсуждению проблемы этнической идентичности, ее содержания и типов. В настоящее время на первый план выходят проблемы роста терроризма, ксенофобии и экстремизма, в связи с чем становится более обсуждаемыми проблемы гражданской идентичности и самосознания.

По мнению Л.М. Дробижевой, этническая идентичность в основном базируется на национальном языке и культуре, а также на национальности родителей, а Гражданская идентичность – на исторической общности и достижениях в культуре. Одна идентичность не исключает другую, они должны дополнять друг друга но для этого государство должно активно проводить соответствующую политику, выстраивая определенные взаимоотношения между гражданами и социальными институтами. С одной стороны гражданская идентичность не может не базироваться на этнической идентичности большинства граждан страны, с другой – она должна включать и общечеловеческие ценности – человеческого достоинства, ответственности, уважения к выбору политических, религиозных и гражданских ценностей, свободы индивидуальности. То есть гражданская идентичность должна быть привлекательной для всех жителей страны, в независимости от их этнической принадлежности и вероисповедания.

М.Б. Хомяков полагает, что гражданскую идентичность должно усиливать применение принципа групповых прав, она должна поддерживать существование других групповых идентичностей, в частности, этнической, а не угрожать им. Только в таком случае гражданская идентичность будет способствовать интеграции и толерантности общества. Кроме того, гражданская идентичность подразумевает определенные отношения между гражданами, «гражданскую дружбу», в основе которой лежит доверие. Хомяков также видит в формировании гражданской идентичности решение проблемы мультикультурального общества.

По мнению Е.Н. Даниловой, гражданская идентификация несет в себе более положительный потенциал, чем этническая, так как не несет в себе межнациональных трений и конфликтов.

Страницы: 1 2


Использование информации о внешнем облике в целях розыска и установления личности
Использование данных о признаках внешности человека предполагает анализ и оценку собранной и зафиксированной информации. При этом изучаются и оцениваются условия ее собирания, повлиявшие на содержание, учитываются средства и методы, использованные для ее собирания и фиксации, и особенности их применения, а также факторы, под воздействие ...

Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими церебральным параличом
Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.Разнообразные двигательные, перце ...

Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Многие психологи и педагоги сейчас работают именно в этом направлении. Но, как я попытаюсь показать ниже, большим подспорьем для разработки и теории, и практики развивающего образования могут быть основные положения научной школы Эльконина. И мне кажется, что в теории и практике развивающего образования необходимо опираться, прежде всег ...

Категории