Введение

Изучение психики животных и эволюции психики в целом с самого начала своего становления было ориентировано на познание происхождения психики человека и носило сравнительно-психологическую направленность.

История теоретических и конкретно-экспериментальных сравнительно-психологических исследований восходит еще к трудам античных философов и естествоиспытателей, продолжается в русле развития эволюционных воззрений, обобщенных в XIX в. в учении Ч.Дарвина, в котором сформулированы основные закономерности эволюции и, в частности, закон ведущей роли функции поп отношению к органу, в котором и обосновывается роль психики в эволюции животного мира: необходимость изменения поведения на основе отражений новых требований среды и возникновение нового способа регуляции взаимодействия животного с этой изменившейся средой, что и является механизмом появления сначала функционального органа, а затем и морфологического. В работах Ч. Дарвина обосновывается действие общих законов эволюции в филогенезе психики (в сравнительном плане анализ развития инстинктивной регуляции поведения, эмоций и т.п.).

После этого периода идеи преемственности психики человека и других животных в целом стали общепризнанными, хотя до сих пор существуют разногласия, в чем именно проявляется эта преемственность и насколько она выражена в регуляции отношений с миром у человека. Существуют два крайних подхода, которые можно охарактеризовать как:

1) размывание грани между психикой человека и других животных

2) углубление пропасти между психикой человека и другими животными.

В этих подходах в первую очередь различаются задачи, которые ставят перед собой исследователи: выявить общие черты в психике человека и других животных или показать их качественное различие. Разумеется, при сравнительном изучении уровней развития эволюционирующей системы в ней должны быть обнаружены общие особенности, которые характеризуют это развитие как развитие именно данной системы, и различные, которые характеризуют качественные особенности каждого уровня развития данной системы.

Развитие теоретических сравнительно-психологических представлений в конце XIX и XX в. происходило в трех направлениях: в русле общей теории эволюции психики и происхождения человеческого сознания; на базе сравнительно-психологических исследований в ведущих психологических направлениях; как теоретические представления относительно развития частных психологических структур.

Экспериментальные исследования, которые, конечно же, укладываются в определенные теоретические концепции, можно объединить в следующие направления:

ü Сравнительное изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития.

ü Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных.

ü Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека).

ü Палеопсихология (изучение развития психики в антропогенезе).


Разговор детей вслух с самим собой
Джош один в своей комнате; он собирает головоломку из отдельных элементов. Если мы последим за ним, то услышим, как он говорит, обращаясь сам к себе: "Этот не подходит. Где же круглый? Нет, этот не годится. Он слишком большой. А этот маленький . " Было замечено, что в возрасте от 4 до 8 лет дети, если им не мешать, разговарива ...

Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации
Прежде всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[1] Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX ...

Внимание.
Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознате ...

Категории