Материалы » Социальная психология » Методы социальной психологии

Методы социальной психологии
Страница 2

Методы феноменологизации и концептуализации позволяют произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

К группе методов исследования и диагностики можно отнести: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования. Лабораторный эксперимент представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. При этом эффективность метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа. Моделирование, в свою очередь, требует построения моделей исследуемых явлений и анализа их на ЭВМ.

Группа методов обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.

Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.

Методы групповой терапии и коррекции позволяют улучшать и развивать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п. Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии. поведенческого тренинга, психодрамы и др.

В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны задействовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлении людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX веке и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).

Методы конструирования и творчества позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия с целью алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового (решения конфликтной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.).

Страницы: 1 2 


Роль рефлексии в психических практиках Востока
Одним из эффективных, но недостаточно изученных ресурсов человеческой психики является рефлексия, которая служит важным механизмом творчества и самосовершенствования. В западноевропейской культуре сложилась восходящая к Платону и Аристотелю рационалистическая традиция трактовки рефлексии как самопознания (Р.Декарт), самонаблюдения (Дж.Л ...

Придумать методику стандартного опроса или наблюдения, в результате применения которой можно было бы судить о переживаниях или мыслях человека
Выбрав в качестве испытуемого кого-либо из товарищей, провести на нем исследование при помощи какого-либо простого теста. Обработать его результаты. Методика изучения переживаний и мыслей человека. Цель – изучить эмоциональный тонус человека, личностные особенности. Инструментарий: экспериментатор, испытуемый, бланк опросника. Бланк ...

Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим фактора ...

Категории