Методы социальной психологииСтраница 2
Методы феноменологизации и концептуализации позволяют произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.
К группе методов исследования и диагностики можно отнести: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования. Лабораторный эксперимент представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. При этом эффективность метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа. Моделирование, в свою очередь, требует построения моделей исследуемых явлений и анализа их на ЭВМ.
Группа методов обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.
Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.
Методы групповой терапии и коррекции позволяют улучшать и развивать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п. Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии. поведенческого тренинга, психодрамы и др.
В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.
Методы обучения и развития личности (или группы) призваны задействовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлении людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX веке и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).
Методы конструирования и творчества позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия с целью алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового (решения конфликтной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.).
Тест Ассингера
Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов(1). ...
Психологические особенности юношеского возраста
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного са ...
Категории детей с дефектами зрения
Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Большинство слепых детей имеют остатки зрения (могут сосчитать пальцы рук у лица, различить контуры и цвет предмета перед глазами, имеют светоощущени ...