Методы социальной психологииСтраница 1
В современной науке термином "методология" (от греч - Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания.
1. Общая методология - это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, соответствия, дополнительности, развития и т.п.
2. Частная методология - совокупность частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания.
3. Методические приемы - совокупность методик исследования, терапии, развития и т.п.
Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерны: 1) наличие конкретного объекта исследования; 2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; 3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.
Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения, когнитивизм - образы, ценности, установки и т.п. Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, как в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и с трудом поддаются дифференциации. Приведенные примеры показывают, что совокупность общенаучных критериев применима к социальной психологии с большими оговорками.
В 40-е годы американский социолог Р.Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории). 2) теории среднего уровня и 3) эмпирические обобщения. Теории среднего уровня - это совокупность эмпирически проверяемых гипотез и положений, выступающих как посредник между малыми рабочими гипотезами и, всеобъемлющими спекуляциями. Примерами таких теорий в социальной психологии являются теории: фрустрации - агрессии Миллера и Лолларда, когнитивного диссонанса Л.Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.
Своеобразие социальной психологии связано, прежде всего о особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Такими объектами, в первую очередь, являются: личность отдельного человека, группы людей, взаимодействие между ними. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение к опросу обследуемого и т. п. моменты, их влияние на качество получаемой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, и т.п.
Существуют различные классификации социально-психологических методов. Н.И. Шевандрин использует следующую типологию. Методы:
1) феноменологизации и концептуализации;
2) исследования и диагностики;
3) обработки и интерпретации;
4) коррекции и терапии:
5) мотивирования и управления;
6) обучения и развития;
7) конструирования и творчества.
Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, кроме применения собственно социально-психологических методов обучения, знать, наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т. п., а для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит - использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может понадобиться сконструировать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.
Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих
сверстников и его статусное положение в группе. Тревожность,
как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, пре ...
Компетентность.
Супервизоры должны оценивать собственную профессиональную
компетентность, развивать ее и действовать в ее пределах. ...
Политические ценности
Об отношении населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оцен ...