Материалы » Процесс восприятия » Восприятие как процесс

Восприятие как процесс
Страница 1

Поведение человека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия — одна из основных задач психологии.

Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многооб­разии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности орга­низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци­онным окружением.

Создавая роли, организация стремится к стандартизации и уни­фикации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандарти­зированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также меж­ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стиму­лирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя осново­полагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация. [1]

Восприятие

может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение ин­формации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выхо­де - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее еди­нообразие процесса, восприятие каждым человеком действитель­ности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на вы­ходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индиви­дов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из двух процессов: отбор

информациии систематиза­

ция

информации

, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин­дивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации

является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зритель­ную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые "сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать инфор­мацию, но и такие составляющие личности человека, как отно­шение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психо­логический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неваж­ную или ненужную информацию. Например, не слышать разго­вора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интере­сует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологичес­кие нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор инфор­мации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязатель­но приводит к искаженному восприятию действительности и воз­никновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помо­щью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и че­рез органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств ин­формация всегда фактологична и всегда это информация данно­го момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информа­ции, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в це­лом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

Страницы: 1 2 3


Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Характер связи творчества и личности: «Личность характеризуется активно ...

Факторы, вызывающие конфликт
Информационные факторы, которые связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации; Поведенческие факторы - неуместность, г ...

Применение аутогенной тренировки в пенитенциарных учреждениях. Особенности применения психологом нервно-мышечной релаксации
Существуют достаточные эффективные способы снижения уровня нервного психоэмоционального напряжения человека путем полного расслабления (релаксации) мышц тела. Начало их научной разработки было положено Э. Джекобсоном, предположившим, что есть прямая зависимость между тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоц ...

Категории