Материалы » Профессиональная деятельность психолога - история и современность » Общее представление о профессии. Классификация профессий

Общее представление о профессии. Классификация профессий
Страница 1

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий М.: Академический проект, 2006. С.30].

Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.

Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

• организатор условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К. Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [Маркова А.К. Психология профессионализма.]. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. Анализируя ход данного процесса, Е.А. Климов в книге «Психология профессионала» отмечает три рубежных этапа (см. схему 1.):

Схема 1. Общественно-историческое разделение труда

Управление людьми, обмен материальными и духовными ценностями, защита общества, здравоохранение

Производство духовных ценностей (открытие законов природы и общества,. создание художественных образов действительности, обучение

Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

Страницы: 1 2


Формы чувственного познания
К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязатель ...

Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы
Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.Далее К. Левин внес свой вклад в разработку про ...

Юмор как фактор трансформации агрессии в психологии
В рейтинги самых популярных передач на российском телевидении в последние годы неизменно входят передачи юмористического содержания. С точки зрения социальной психологии интересным представляется рассмотрение причин данного факта. Чем объясняется стремление российского зрителя посмеяться над самим собой, своим государством, согражданами ...

Категории