Общее представление о профессии. Классификация профессийСтраница 2
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Рассмотрим классификацию профессий Климова Е.А. (См.: Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996. С. 116-123), используя таблицу из книги Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006.
Таблица 1. Классификация профессий
|
Основание классификаций |
Группы профессий |
|
По предмету труда |
«Человек — живая природа» (зоолог, ветеринар, лесничий); «Человек — человек» (учитель, врач, социальный работник); «Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер); «Человек — техника» (механик, токарь, слесарь); «Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор) |
|
По целям труда |
Гностические (аудитор, синоптик, следователь) Преобразующие (педагог, швея, повар) Изыскательские (сценарист, научный работник, художник) |
|
По средствам труда |
Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик); Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель); Профессии, связанные с применением автоматизирован-ных систем (оператор, системный администратор); Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог) |
|
По условиям труда |
Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино); Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист); Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель); Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель) |
|
По составу действий |
Двигательные (грузчик, спортсмен); Познавательные (микробиолог, астроном); Действия межличностного общения (педагог, психолог); Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор) |
|
По характеру действий |
Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик) Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель) |
|
По психофизиологическим особенностям субъекта труда |
Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант) |
|
Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер) | |
|
По степени необходимой квалификации субъекта труда |
Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист) |
|
Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь). Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица) |
Творчество как процесс творческого мышления
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точ ...
Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
· психология обучения;
· психология воспитания;
· психология учителя.
1. Предмет психологии обучения
- развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой обл ...
Работа со смыслом в терапии психологической травмы
Одним из таких направлений является логотерапия В. Франкла. Логотерапия базируется на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни, которые определяют возможность преодолеть себя и свои жизненные трудности, освоить активную позицию. В. Франкл неоднократно подчеркивает в своих работах, что нет ни одной ситуаци ...
