Материалы » Понятие личность » Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».

Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
Страница 1

Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек».

Вспомним одну восточную притчу.

Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится.

Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» — бросился к нему лев. «Нет, я уже был человеком»,— грустно вздохнул тот. Затем лев увидел мальчика. «Ну, ты уже точно человек»,— сказал лев. «Нет, я еще только буду человеком»,— радостно ответил мальчик. Наконец, после долгого ожидания появился зрелый мужчина, несущий в руках блестящую палку. «Ну, наконец-то я вижу этого ничтожного червяка, которого зовут человеком! Я сильнее тебя, и я тебя убью!» — яростно зарычал лев и бросился на противника. «Да, я человек, и потому я не боюсь тебя!» -— воскликнул тот и, выстрелив из ружья, остановил в полете грозного зверя.

Произнося слово «человек», мы обычно имеем в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии развития:

• Биологическую — человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

• Социальную — человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», то есть развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и благодаря обществу.

Все эти аспекты (биологический, социальный и психологический) в равной степени представлены в понятии «человек». Ни один из них не является доминирующим или определяющим.

Понятие «личность» несколько более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Иными словами, личность — тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.

Существенным признаком личности является ее позиция (качество, которое на уровне понятия «человек» неактуально). Ведь личность неизбежно оказывается включенной в множественные отношения, существующие в обществе: правовые, экономические, трудовые, политические, идеологические, нравственные, культурные, образовательные и пр., по отношению к которым

У нее, в свою очередь, формируются собственные мнения, взгляды и в целом отношения. Позиция — иерархически организованная система отношений личности к отдельным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности, характер и направленность активности.

Понятие «индивид» (от лат. индивидиум — неделимое) имеет двойное значение. Во-первых, оно полностью эквивалентно понятию «человек», то есть уподобляется для обозначения единичного природного существа, представителя вида хомо сапиенс, являющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Во-вторых, им обозначается отдельный представитель человеческой общности как выходящее за границы своей биологической ограниченности социальное существо, способное использовать орудия, знаки, а через них овладеть собственным поведением и психической жизнью. Таким образом, данное понятие более аморфно, оно как бы занимает переходное положение между «человеком» и «личностью», менее строго в смысловом плане.

Кроме приведенных выше, в психологической литературе часто используется и понятие «субъект» (от лат. субьектум— подлежащее). Это индивид (или даже целая социальная группа, состоящая из нескольких индивидов), являющийся носителем самостоятельной активности в познании и преобразовании окружающей действительности и себя самого. Так, историческим субъектом может быть все человечество в определенный период своего существования.

Страницы: 1 2


Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения : вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание. Способы общения : наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или (и) опека. Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...

Психическая депривация и ее варианты
Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомне ...

Образ деловой женщины
Замечено, что среди истинных руководителей нет явных дураков. Интеллект для них обязателен. Они даже могут быть необразованны с точки зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальный интеллект им присущ непременно. Очень важно то, что большинство руководителей склонны принимать решения индивидуально, не подчиняя ...

Категории