Материалы » Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата » Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Страница 2

При экстралирамидиой дизартрии, когда имеет место непостоянное повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

Также важно иметь в виду, что при экстрапирамидной форме дизартрии нередко наблюдаются нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости. При этом, прежде всего страдает восприятие высоких тонов.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания (Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М., 2001).

Спецификой этой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического проведения. Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

- зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, а также состояния его интеллекта;

- развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка;

- развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений;

- развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа;

- усиление восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных Функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; корреляция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие и сущность арттерапии
Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом - очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее - значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсив ...

Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация)
Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного об ...

Другие отрасли психологии
Существуют отрасли психологии, которые не обнаруживают явного тяготения ни к одной из вышеперечисленных групп наук, а сохраняют отношения со всеми. К ним относится прежде всего возрастная психология. Возрастная психология занимается изучением закономерностей психического развития человека от рождения до смерти (в последние годы определ ...

Категории