Материалы » Феноменология конфликта. Структурные характеристики конфликта » Характеристика основных элементов конфликта

Характеристика основных элементов конфликта
Страница 1

Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. Его основными характеристиками являются:

1) эта та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т.д.;

3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;

4) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

5) объект конфликта может быть явным и латентным.

Субъекты (участники) конфликта. Участниками, или сторонами конфликта, могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства и т. д. Например, с точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные), групповые (интергрупповые конфликты), наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности - аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа - группа. Участники конфликта характеризуются широким набором существенных в том или ином отношении навыков. В социально - психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных) [ 3 ].

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents - возражающий) конфликта.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами.

Роли неосновных участников конфликта могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участников конфликта неодинаковы. Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) - они могут способствовать не только разрешению или пре­дупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. Роли участников различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

Страницы: 1 2 3


Программа обследования психического развития ребенка
Психологическое обследование ребенка предполагает: • выявление особенностей его психического развития; • установление нарушений психического развития; • определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе; • выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка; • ус ...

Типичные исследования. Методы исследования
Гарри Стек Салливан, как и другие психиатры, обретал различные знания о личности в работе с пациентами, страдающими различными личностными нарушениями, но преимущественно работая с шизофренией Еще будучи молодым психиатром, Салливан обнаружил, что метод свободных ассоциаций не пригоден в работе с шизофрениками, поскольку существенно по ...

Методологические принципы клинической психологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплину особо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки — проблемы «природы человека» как существа биосоциального по своим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью — субъективной, которая далеко не всегда со ...

Категории