Материалы » Самосознание и мотивация общения » Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов

Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
Страница 2

Вслед за И.И. Чесноковой в теории А.А. Налчаджяна рассматривается соотношение изменчивости и устойчивости самосознания, со временем оно приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Благодаря этому центральные образования сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего «Я»: личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет. Центром личности и ее самосознания является «Я». «Я» – центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики. «Я» осуществляет свои функции на сознательно-подсознательном уровне. Структурой самосознания, принадлежащей «Я», является Я-концепция.

Я-концепция состоит из взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых «Я-образов» («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.). Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, ее различных подструктур (устойчивых Я-образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Ситуативные или оперативные Я-образы составляют следующий слой структуры личности. Психические качества и свойства личности составляют завершающий слой структуры. Автором описаны подструктуры самосознания.

Телесный Я-образ личности является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. В структуру настоящего (актуального) Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств, относительно устойчивый Я-образ. Это актуальное Я играет огромную роль в жизнедеятельности человека: мотивирует активность; детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т.д.

Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Динамическое Я меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре динамического Я занимают: притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

Фантастическое Я – это представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно. С достижением зрелости структура фантастического Я постепенно свертывается.

Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится.

Будущее или возможное Я – представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

Идеализированное Я – это тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. Эти образы являются ситуативными образами Я-концепции. Важная роль в формировании идеализированного Я принадлежит механизмам самоатрибуции и интроекции.

Представляемое Я – это такие образы и маски,»… которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего реального Я».

Это ситуативные Я-образы, защитно-адаптивные подструктуры самосознания.

Фальшивое Я – это искаженное актуальное Я. Механизмами этого образа Я являются самообман, дискредитация и вытеснение.

В исследованиях А.Б. Орлова самосознание определяется особенностями самоотождествления и самопринятия. В процессе персонализации личность самоотождествляется с «персоной». В процессе персонификации принимаются не только персональные, но и теневые стороны личности, возникает кризис самоотождествления. Личность осознает две различные психологические инстанции: личность не есть сущность, сущность не есть личность. Орлов отождествляет персонифицированную личность с «ликом», с «полноценно функционирующей личностью». Структура личности, предложенная Орловым, характеризует и ее самосознание, определяет сущность внешнего и внутреннего Я.

Представляет интерес созданная О.А. Белобрыкиной психологическая модель самосознания личности. Модель отражает сущностные характеристики самосознания и самосмысловой сферы личности, показана динамика их развития. Ощущение самотождественности составляет базис развития самосознания и самосмысловой сферы личности.

Белобрыкиной выделены психологические образования (подструктуры) самосознания (эмоционально-оценочный компонент; волевой компонент; когнитивный) и самосмысловой сферы личности (первичный (целостный) образ Я; общая самооценка; первичная Я-концепция; частная самооценка; совокупность Я-образов (их дифференциация, содержательно-смысловое насыщение, подвижность, пластичность и иерархия); глобальная Я-концепция; самосознание).

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика на студентку – практикантку 4 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова МПСИ Кафедры психологии 030301 – Психология Овчаренко Татьяну Викторовну.
Овчаренко Татьяна Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам с ...

Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады и школы, воспитатели и учителя. На него направлены усилия и надежды педагогов и родителей. Родители бережно передают педагогам самое ценное, что у них есть – своего сына или дочку. Ребенок раньше был открыт для роди ...

Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте
В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учебных заведений Тулы и Тульской области в возрасте 16-19-ти и 20-22-х лет. Критерий полоролевых отноше ...

Категории