Материалы » Особенности Я-образа у подростков » Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков

Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков
Страница 2

И.И. Чеснокова предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного «Я» и «другого человека». Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном «Я». Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что «другой» выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества.

Изучением вопроса влияния на развитие личности существующего значимого взрослого (так называемого «Героя-взрослого») занималась исследователь Квартальнова Д.В. Проведенное автором исследование показало, что в подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой. Герой является персонифицированным идеалом подростка. Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения). Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый). В результате исследования было доказано, было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.

Всех испытуемых Квартальнова Д.В. посчитала возможным разделить на несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия у них образа героя. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция. Таким образом, значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.

Страницы: 1 2 


Астено-невротический тип
У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ...

Введение. Профессиональные цели студентов
«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим». (Автор неизвестен). Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, одина ...

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-экономических условиях жизнедеятельности значительной части граждан, при явном имущественном неравенст ...

Категории