Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения и развития образа «Я» в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

Для подростков на первом месте находится такая ценность, как здоровье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности. Ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации. Именно по этой причине, возможно, подростки определяют ценность «здоровье» на первое место для всех предложенных к рассмотрению субличностей.

В результате проведенного исследования подростки подтверждают информацию о важности для их полноценного развития таких ценностей как «любовь», «наличие друзей», «интересная работа», однако же они предполагают, что данные ценности в будущем утратят свое ведущее значение. Можно сделать предположение о том, что образ взрослого, образ идеального человека связывается в сознании подростка с творчеством, серьезностью, стабильностью, в то же время для себя подростки не отрицают наличие хорошего времяпрепровождения, общения со сверстниками в качестве ценности.

Несовпадения реального «Я» и «Идеального Я», выявленное по нескольким пунктам проведенной методики вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Причем, необходимо также заметить, что частота несовпадения реального «Я» и «Я идеального» у подростков прямо пропорциональна уровню их интеллектуального развития.

Личностью становятся, научившись выделять своё «Я» из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Именно этим определяется роль окружения (в том числе взрослого) в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте.


Депривационные ситуации.
Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из ...

Профайлинг как метод выявления потенциально опасных пассажиров в рамках борьбы с терроризмом
Терроризм является одной из острейших проблем нашего времени, в частности, касающейся гражданской авиации (ГА). Угроза террористических актов на воздушном транспорте оказывает существенное воздействие на эффективность и деятельность гражданской авиации, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажей воздушных судов. Суть социального зак ...

Особенности идентификации дошкольников депривации
Результаты различных исследований отечественных и зарубежных психологов подтверждают факт негативного влияния отцовской депривации на развитие личности ребенка. Так, чешские исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчек, выделяют феномен отцовской депривации и описывают в своем труде специфические особенности воспитания в неполной материнско ...

Категории