Материалы » Ценностные ориентации современных подростков » Формирование ценностных ориентаций у подростков

Формирование ценностных ориентаций у подростков
Страница 2

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация — это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битииас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации [13, С. 27].

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [5, С. 119].

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации [6, С. 27].

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже [3, С. 54].

Страницы: 1 2 


Теоретический аспект программы
Проблемная ситуация: В современном мире наблюдается тенденция разобщенности сотрудников, работающих в одной компании, особенно если они проживают в разных городах (филиалы компании), что может обусловить их обособленность, в то время когда необходимо взаимодействие работников разных регионов и головного офиса при решении общих вопросов ...

Общая характеристика памяти умственно отсталых детей
Память - это форма психического отображения действительности, которая заключается в запоминании, сохранении, забывании и воссоздании прошлого опыта. Физиологичной основой памяти являются временные нервные связки в коре головного мозга, которые могут быть актуализированы под воздействием разнообразных раздражителей. К основным процессам ...

Характеристика возрастной периодизации
Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми . на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием. К концу пе ...

Категории